Меню

Сколько было сфинксов на египетском мосту. Сфинксы на египетском мосту. Сфинксы на парадной набережной

Уход за собаками

В начале XIX века, в связи с походом Наполеона в Египет, Европа ближе познакомилась с замечательным искусством этой древней страны. В этот период в архитектуре, скульптуре, живописи часто начинают появляться мотивы, заимствованные из египетского искусства. Входы в здания, мосты и набережные украшаются фигурами сфинксов, не вывезенными из Египта, а созданными скульпторами тех лет.
Восточные мотивы нашли отражение и в произведениях русских мастеров первой половины прошлого столетия.
Интересным примером таких работ был Египетский мост через Фонтанку (у Лермонтовского проспекта), считавшийся в свое время красивейшим из петербургских мостов и лишь частично сохранивший свой декор.

Мост был открыт 25 августа 1826 года. Сооруженный по проекту Г. Треттера и под непосредственным руководством военного инженера П. Христиановича, он представлял собой однопролетный цепной, на береговых устоях, проезжий мост.
Журнал «Зодчий» писал: «Египетский мост висит на цепях, пропущенных сквозь чугунные ворота египетского стиля, со множеством украшений и орнаментов, называемых добрыми людьми египетскими иероглифами, которые имеют ли какое значение или нет, а в нашем понятии просто говорят: «Честь тебе, искусный зодчий».

На береговых устоях моста возвышались прямоугольные постаменты, на которых лежали сфинксы.
Монументальные ворота с карнизом, контрфорсами и тремя колоннами, между которыми свисали легкие шестигранные фонари, оформляли въезды. Колонны разграничивали пролет моста на пешеходные и проезжие части. Ворота, цепи, решетка были окрашены в коричневый цвет и по карнизу декорированы вызолоченными рельефными листьями лотоса, а в центре их украшали великолепные чугунные орлы с позолотой на крыльях и щитами на груди. Ниже эмблемы повторялись в уменьшенном виде. Кроме того, ворота покрывал узорчатый орнамент из рельефных, отлитых в чугуне, изображений разных животных и замысловатых знаков, имитировавших египетские иероглифы.

Художественно исполненные и тонко отлитые из чугуна сфинксы были выкрашены в желтый цвет, а плинты - в коричневый. К убору на голове сфинкса с помощью бронзированной плавно изогнутой дуги крепился фонарь.
Считалось, что мост построен и оформлен «в египетском стиле», однако украшавшие его сфинксы очень мало походили на суровые каменные изваяния Древнего Египта. Их мягкий, женственный облик, плавный, изящный силуэт, холодная красота идеализированных лиц говорят о подражании скорее античным образцам. Статуи были отлиты в металле по модели П. П. Соколова.

«Обязуюсь, - писал скульптор Департаменту путей сообщения, - сделать из собственных материалов по данному рисунку и по правилам искусства модель из глины одного сфинкса, включая форму из алебастра, за восемьсот рублей, при начатии сей работы выделить мне, Соколову, вперед двести рублей, а остальную сумму, шестьсот рублей, при доставлении формы и чистого экземпляра из алебастру 17-го генваря 1826 года.
Академик Соколов».

Фигуры сфинксов, плинты под ними, каркасы, цепи и другие металлические части были отлиты и изготовлены на заводе Ч. Берда, который запросил цену значительно меньшую, нежели за отливку львов и грифонов для Львиного и Банковского мостов.

Сфинксы были отлиты целиком и полыми, шишаки с дугами укрепили на их головах уже после отливки.
Новый Египетский мост, окрашенный в яркие цвета и сверкающий позолотой, резко выделялся на фоне окружающей (унылой застройки и уже издали привлекал всеобщее внимание. Он считался самым красивым в столице.

Шли годы, десятилетия. Много людей прошло и проехало по Египетскому мосту. Но вот в морозный январский день 1905 года 20 числа по старому стилю, случилось нечто, что взволновало весь Петербург и после чего загадочные сфинксы могли задавать прохожим вопрос: «По какому мосту полвека никто не проедет, не пройдет?»
… В 12 часов 20 минут на мост вступил 3-й эскадрон конногренадерского полка, который возвращался из центра города в свои казармы, в Петергоф. Всадники мерно покачивались в седлах. По другой стороне моста ехало несколько груженых саней, спешили прохожие.

И вдруг раздался оглушительный треск, прозвучавший в сухом морозном воздухе, как орудийный залп. Прохожие на берегу и на близлежащих улицах испуганно метнулись в стороны… От моста несся храп и визгливое ржание лошадей, крики и вопли людей. Мост трещал и разрушался буквально на глазах. С пушечными выстрелами ломался лед реки. Обезумевшие от страха люди и животные падали в ледяную воду…

На следующий день газета «Новое время» писала: «Со всех сторон неслись, гремя звонками, пожарные обозы, бежали матросы, солдаты, городовые, скакали жандармы, везли санитарные кареты. Тысячи народа, целое море голов по обеим сторонам набережной у моста. Ужасная картина…»
По счастливой случайности человеческих жертв при катастрофе не оказалось, по многие получали повреждения и сильные ушибы. Четыре лошади погибли.

Почему рухнул мост? Высказывались разные предположения: проржавели цепи, которые поддерживали настил моста; был брак металла при отливке; произошла раскачка моста под тяжелым грузом движущихся по нему всадников и саней.
Но по какой бы причине ни произошла катастрофа, виновной в ней была, в конечном счете, городская дума, мало обращавшая внимание на своевременный ремонт городских сооружений. Египетский мост не ремонтировался с самой постройки, а строился он в 1823–1826 годах.

Полвека после этого происшествия Египетского моста не существовало. И только в 1956 году он был восстановлен по проекту инженера В. В. Демченко, архитекторов П.  А. Арешева и В. С. Васильковского. При восстановлении моста были применены другие конструкции, но оставлены сфинксы, которые сохраняют «египетский» характер моста.
Как и прежде, сфинксы покоятся на массивных гранитных постаментах. Установленные парами при въездах на мост, они обращены к набережным. У статуй женский облик, красивое, но холодное, бесстрастное лицо: прямой нос, полные, резко очерченные губы и мягкая линия полного подбородка. На голове традиционный головной платок, концы которого, обрамляя лицо, спускаются на грудь. Плечи и часть спины покрывает ткань. Вытянув вперед звериные лапы, поджав задние, лежат четыре сфинкса, напоминая о былой красоте Египетского моста. Дуги с фонарями сняты.

При работе над моделями статуй льва, грифона и сфинкса П.  П. Соколов показал себя художником разностороннего дарования, умело владеющим лепкой. Мягкая, с некоторым обобщением у сфинксов, лепка становится более жесткой и упругой в изображении львов и особенно грифонов, а форма моделируется четко. Высокое мастерство позволило создать настолько выразительные статуи, что они определяют художественный облик каждого из трех мостов.

Наверное раза 4 был в Питере и так и не насмотрелся на этот город. Столько есть мест и возможностей увидеть что то знаковое и интересное, как ни в каком другом городе страны. Вот только вчера читали с вами захватывающую питерскую историю про то, . А ведь там готовый сценарий для фильма, причем с героическими и реальными главными героями. А вот вам еще одна история, которую наверное в школе рассказывали каждому, причем не на уроке истории, а на уроке физики.

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: oldsp.ru

Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Египетская тема была популярна в Петербурге 19 века, так под влиянием моды в 1826 году был построен оригинальный мост в египетском стиле.

9 августа 1825 года началось строительство цепного моста через реку Фонтанку в створе современного Лермонтовского проспекта. Он был спроектирован инженерами Треттером и Христиановичем. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Новая переправа стала вторым подобным сооружением через Фонтанку после Пантелеймоновского моста, спроектированного этими же инженерами.
Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Изначально на заводе было изготовлено два пробных сфинкса. Эти фигуры долгое время были лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка. По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы академика П. П. Соколова. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены. Благодаря такому оформлению переправа приобрела соответствующее название - Египетский мост.

Интересно, что автор сфинксов Павел Петрович Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Все эти переправы строились примерно в одни и те же годы.

Движение по Егопетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни. Египетский мост неофициально называли "поющим". "Петербургская газета" 18 января 1901 года писала:
«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню? » [Цит. по: 1, с. 87]

Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Газета "Новости дня" так описала это событие:
Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <...>

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». С тех пор Мария Ратнер получила прозвище - Мария Египетская.

Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно.

Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов.

В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

источники

В наше время интересы каждый выбирает по себе. А вот в начале XIX века наблюдалось повальное увлечение древнеегипетской культурой и историей. Даже в очень далекой от Черной земли Северной столице. Такое повышенное внимание к стране фараонов и пирамид привело к тому, что один из цепных мостов, построенных в Петербурге, оформили в присущем Египту духе. Орнаменты из иероглифов украшали части моста, а по обе его стороны проезд охраняли чугунные фигуры сфинксов.

Доверить такое непростое дело самой постройки изначально могли лишь отменным мастерам.

Проект этого необычайного красавца разработал дуэт умельцев, подаривший петербуржцам не один уникальнейший цепной мост – инженеры Василий Христианович и Вильгельм фон Треттер. А египетские скульптуры отлили по модели «отца» мостовых львов и грифонов Петра Соколова. К сведению, все три моста возводились приблизительно в одно время.

Египетское в России: оно еще и поёт…

Начавшись в 1825, строительство Египетского моста длилось всего год. За это время зодчие успели сотворить 11,7 м ширины и 55 м длины пролета. Первоначальный его вид был необычным, на то время модным и более живописным, нежели теперешний, современный. Огромные ворота с иероглифами встречали всех желающих, а цепи и колоритный египетский орнамент служили главным украшением, неизменно притягивающим взор. Непонятные русскому человеку, а оттого более загадочные, иероглифы, украшали и ажурную решетку. Установили мост на облицованных гранитом опорах. Конструкция была облегченной: вместо обычных пяти имела три поддерживающие цепи, закрепленные на чугунных створах.

На головах сфинксов возвышались шестигранные фонари. И скульптуры, и металлические элементы делались умельцами завода Берда, а каменные работы проводились подрядчиком Васильевым.

Поздним вечером 25 августа 1825 года Египетский мост был торжественно открыт. Народ моментально оценил особенности новой переправы, неофициально назвав мост «поющим»: при передвижении по нему, шествующих сопровождали различные звуки, издаваемые цепями. Порой – довольно заунывные. Позже люди скажут: возможно, мост сам себе напевал погребальную песню…

Дело о «резонансном» обрушении

Вроде обычное дело: зимой 1905 года на Египетский мост ступил эскадрон конного полка: лошадки браво стучали копытами, военные дарили улыбки окружающим, ну а прохожие, в свою очередь, умилялись всей этой картинке. И тут в одночасье все сложилось, как в игрушечном карточном домике. Воистину «смешались в кучу кони, люди»: крашенный египетской росписью мост заколебался, и вся конструкция очутилась на дне реки. Благо, событие стало лишь случайным развлечением для зевак: по счастливому стечению обстоятельств, рухнувший мост не утащил за собой человеческие жизни. «Резонанс и фатальность» – такое заключение вынесли знатоки, хотя конкретных математических и физических расчетов-подкреплений по этому поводу так и не было выдвинуто. Очевидцы же уверяли, что животные строго «в ногу» идти не могли, и, мол, виноваты просчеты в конструкции. Как бы там ни было, но попасть в учебники по физике в качестве ярчайшего примера резонирования этому неординарному случаю все-таки судилось.

Новый мост: все египетское просто

Итак, мост рухнул, и следовало возобновить движение – открыли временный, деревянный мост. Но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное: переправа исправно служила петербуржцам с 1905-го аж до 1956-го года. При этом некие неудобства ощущались, ведь оптимальная схема движения нарушилась. Лишь в послевоенное время удалось решить эту проблему. Рассмотрев до двух десятков поданных проектов, специалисты остановились на варианте архитекторов Владимира Васильковского и Петра Арешева – он наиболее соответствовал изначальному внешнему виду моста.

Новый мост ничего общего с «родным» уже не имел: создатели упростили его, не забыв при этом оставить оформление в прежнем стиле. Не имея изначальной архитектурной широты, мост все же привлекал египетскими мотивами в узоре ограды. Да и уцелевшие фигуры сфинксов без малого 200 лет наблюдают за прохожими со своих мест…

На современном Египетском мосте плита проезжей части закреплена на 9 параллельных рамах, основания декорированы гранитом. Облик сооружения украшают фонари-обелиски.

А на сфинксов тем временем ожидали новые перипетии: весной 1989 года на одну из фигур наехал «КамАЗ». Скульптура упала в Фонтанку и от удара сильно пострадала. Сфинкса вытащили из реки, занялись реставрацией, и тут оказалось: первоначально головы египетских дев имели позолоту, но со временем слой краски укрыл от людского взора все это богатство. Когда же в начале XXI века время стало разрушать пьедесталы и фигуры сфинксов, то провели полную реставрацию нуждавшихся в ней частей. В остальном же обошлись профилактическим ремонтом: убрали многолетние изъяны, подлатали слабые места – позолотили головы скульптур, расчистили гранитные постаменты, а все швы заделали свинцом.

Шерше ля фам. Будь ты даже мостом…

Легенды о Египетском мосте так либо иначе связаны с женщинами. По одной из них, лицо сфинкса на Египетском мосту есть точной копией лика Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра Первого. Она была заметна своей необычайной красотой и удостоилась многих посвящений: Пушкин слагал в ее честь стихи, а для Бетховена Элиз стала музой.

Специалисты, так те вообще уверяют: сфинксы, оберегающие мост, никак не египетского, а греческого типа. Ему характерен классический реалистический вид – звериное тело и правильное утонченное лицо.

Еще одной легендой, гуляющей в свое время по Санкт-Петербургу, была мистическая история о некой Марии, проживающей недалеко от Египетского моста. Приключилось с ней в молодости неприятное событие с участием офицера. И повлекло оно за собой проклятие с уст бедной женщины. Произнесенная «Марией Египетской» фраза: «Что б вам, военным, провалиться!», возможно, и вызвала знаменитый обвал моста. Женщины, они ведь такие – порою довольно коварные…


В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Катастрофа на Египетском мосту, 1905

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Обрушение Египетского моста, 1905

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Временный мост

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

Египетский мост в Санкт-Петербурге

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге

В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».

Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге | Фото: sfilm.org

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: oldsp.ru

Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.


Катастрофа на Египетском мосту, 1905 | Фото: rufact.org

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».


Обрушение Египетского моста, 1905 | Фото: offbeatpiter.ru

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.


Катастрофа на Египетском мосту, 1905 | Фото: cvavr.ru

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.


Обрушение Египетского моста, 1905 | Фото: oldsp.ru

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.


Временный мост | Фото: rufact.org

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: rufact.org

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.


Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге | Фото: it.tourbina.ru

В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой - возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».