Меню

Стили поэзии. Виды и жанры стихотворений. Художественная литература как феномен культуры

Здоровье птиц

Урок 7. Стили поэзии

Сегодня снова будем говорить об истории. Истории поэзии.

Нам нужно познакомиться с основными поэтическими стилями.

Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки, илитературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый).

«Классическое» стихотворение - это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.

Михаил Ломоносов

Блаженство общества всядневно возрастает;

Монархиня труды к трудам соединяет.

Стараясь о добре великих нам отрад,

О воспитании печется малых чад;

Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,

Приобрело ему сокровище бесценно;

И чтоб из тяжкого для общества числа

Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

Рачители добра грядущему потомству!

Внемлите с радостью полезному питомству:

Похвально дело есть убогих призирать,

Сугуба похвала для пользы воспитать;

Натура то гласит, повелевает вера.

Внемлите важности монаршего примера:

Екатерина вас предводит к чести сей,

Спешите щедростью, как верностью, за ней.

РЕАЛИЗМ - (от лат. realis - вещественный).

Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни - взаимоотношения человека и природы, героев и времени.

Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

РОМАНТИЗМ - (нем. Romantik).

Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько к пересоздает. Герой романтизма - исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.

Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от фр. sentiment - чувство).

В сентиментализме человеческая личность - это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы - любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.

Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья

В обитель нищеты рука моя несла.

Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

Ах! благостью моей любовь твоя была!

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.

Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.

Николай Некрасов «Поэт и гражданин»

…Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер, ласковый и сонный,

Едва колеблет паруса,

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвет, и мачту клонит,

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пес - и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста…

ИМПРЕССИОНИЗМ - (от фр. impression - впечатление).

Характеристики стиля - композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.

Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что скользя затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди,

На заре она сладко так спит!

СИМВОЛИЗМ - (фр. Symbollisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета).

Концепция: мир и человек - через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение - принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.

Владимир Соловьев

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете?

АКМЕИЗМ - (от греч. akme - высшая степень, пик, максимум, расцвет).

Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и

образы, материальность, предметность, «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).

Анна Ахматова

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

В сердце темный, душный хмель,

А лучи ложатся тонкие

На несмятую постель.

ФУТУРИЗМ - (от лат. futurum - будущее).

Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался "Пощечина общественному вкусу") и превыше всего ставит себя, свое эго.

Игорь Северянин «Эгополонез»

Живи, Живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое - всегда одно:

Я и Желанье! Живи, Живое! -

Тебе бессмертье предрешено!

ДЕКАДАНС - (от фр. decadence - упадок).

Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,

свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».

Зинаида Гиппиус «Бессилье».

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный, на берегу...

Стою над пропастью - над небесами, -

И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить...

Мне близок Бог - но не могу молиться,

Хочу любви - и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю

И вижу полог бледных облаков...

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для нее не знаю слов.

ИМАЖИНИЗМ - (от фр. image - образ).

Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

Сергей Есенин

В лунном кружеве украдкой

Ловит призраки долина.

На божнице за лампадкой

Улыбнулась Магдалина.

Кто-то дерзкий, непокорный,

Позавидовал улыбке.

Вспучил бельма вечер черный,

И луна - как в белой зыбке.

Разыгралась тройка-вьюга,

Брызжет пот, холодный, терпкий,

И плакучая лещуга

Лезет к ветру на закорки.

Смерть в потемках точит бритву...

Вон уж плачет Магдалина.

Помяни мою молитву

Тот, кто ходит по долинам.

АБСУРД - (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица).

Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

Александр Введенский «Отрывок»

Было дело под Полтавой

нет не дело а медаль

мы дрались тогда со шведкой

чуть что вправо мы налево

тсс видим побежала

юбку синюю порвала

я кричу остановись

чуть что вправо мы налево

за сосною под Полтавой

голенький сидит Мазепа

говорит был бы Федором

было б веселей

тут все войско моё

зарыдает навзрыд

закричит заговорит

вот несчастный какой

с той поры и здесь трактир.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).

Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

про Ленина рассказ.

Но не потому,

нету более,

что резкая тоска

стала ясною

осознанною болью.

ленинские лозунги развихрь.

растекаться

слезной лужею, -

живее всех живых.

Наше знанье -

и оружие.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - (от лат. conceptus - мысль, представление).

Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами - с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).

Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»

Шли дни. Уже из ложки ела ты,

Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.

Ты наливалась смыслом, ты бесилась,

агукала средь вечной пустоты.

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.

Цвел диатез. Пеленки золотились.

Немецкая коляска вдаль катилась.

И я забыл мятежные мечты.

Что слава? Что восторги сладострастья?

Что счастие? Наверно, это счастье.

Ты собрала, как линзочка, в пучок

рассеянные в воздухе ненастном

лучи любви, и этот свет возжег -

да нет, не угль - лампадный фитилек.

И, наконец, стиль нового времени:

КОСМИЗМ – (греч. κόσμος - «упорядоченный мир »)

Концепция: космос - структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.

Андрей Романов «Свет сотворения мира»

Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.

Победив небытьё,

не успев насладиться победой…

Разбежались трамваи,

как будто Персей с Андромедой,

Опустела жилплощадь,

чтоб места хватило двоим.

Равнодушный рассвет

Прикоснулся к твоим волосам,

В ожиданье морозов надел он походные унты.

Чтоб тебя отыскать -

Мне отпущены были секунды, -

Если на слово верить

космическим звёздным часам.

Опускается снег,

заглушая шатанья людей.

Атом выбросил кванты,

как белые флаги – квартира

Осаждённого города…

Свет сотворения мира

Только-только достиг

Петербургских ночных площадей.

И трамваи привстали на цыпочки,

Слушая снег,

Тот, который родился

На фирновом лбу Эвереста.

И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,

Мне напомнит тебя

Ту, которой давно уже нет:

Наша юность ушла,

Простудившись на встречном ветру.

Образумилась Лиговка.

Мойка не знает сомнений.

И над Невской губой,

В предстоящем бреду наводнений,

Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,

Что я никогда не умру.

Каждый литературный род делится на жанры, которые характеризуются общими для группы произведений признаками. Различают эпические, лирические, лироэпические жанры, жанры драматургии.

Эпические жанры

Сказка (литературная) — произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза и повтор как ведущие принципы композиции). Например, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Притча (от греческого parabole — «находящийся (помещенный) позади») — малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий. Русские писатели часто использовали притчу как вставной эпизод в своих произведениях, чтобы наполнить повествование глубоким смыслом. Вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петру Гринёву (А. Пушкин «Капитанская дочка») — по сути, это кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». Сюжет притчи о воскрешении Лазаря, которую читала Сонечка Мармеладова Родиону Раскольникову, подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В пьесе М. Горького «На дне» странник Лука рассказывает притчу «о земле праведной», чтобы показать, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей.
Басня — малый жанр эпоса; сюжетно законченная, имеющая аллегорический смысл, басня является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи басня отличается законченностью сюжета, для басни характерны единство действия, сжатость изложения, отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно басня состоит из 2 частей: 1) рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению, 2) нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.
Очерк — жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры». В очерке ослаблена роль сюжета, т.к. вымысел здесь имеет несущественное значение. Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии — т.е. пользоваться средствами публицистики и науки. Образцом использования в литературе жанра очерка являются «Записки охотника» И.С. Тургенева.
Новелла (итал. novella — новость) — это разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма. Большую роль в развитии действия новеллы играет случай, вмешательство судьбы. Типичным примером русской новеллы является цикл рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: автор психологически не прорисовывает характеры своих героев; прихоть судьбы, слепой случай сводит их на время и разлучает навсегда.
Рассказ — эпический жанр небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В центре повествования — изображение какого-либо события или жизненного явления. В русской классической литературе признанными мастерами рассказа были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн и др.
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. От рассказа и романа повесть отличается объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т.д. В повести важно не столько движение сюжета, сколько описания: героев, места действия, психологического состояния человека. Например: «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Степь» А.П. Чехова, «Деревня» И.А. Бунина. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет, или она ослаблена, поэтому повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и т.д. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А.П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.)
Роман (франц. roman — произведение, написанное на одном из «живых» романских языков, а не на «мёртвой» латыни) — эпический жанр, предметом изображения в котором является определённый период или целая жизнь человека; Роман что это? — роман характеризуется длительностью описываемых событий, наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей (например: главные герои, второстепенные, эпизодические); произведение этого жанра охватывает большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем. Существуют разные подходы к классификации романов: 1) по структурным особенностям (роман-притча, роман-миф, роман-антиутопия, роман-путешествие, роман в стихах и др.); 2) по проблематике (семейно-бытовой, социально-бытовой, социально-психологический, психологический, философский, исторический, авантюрный, фантастический, сентиментальный, сатирический и др.); 3) по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа (рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и др.). Следует отметить, что точная классификация жанровых разновидностей романа ещё не установлена. Существуют произведения, идейно-художественное своеобразие которых не укладывается в рамки какого-либо одного способа классификации. Например, произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» содержит как остро-социальную, так и философскую проблематику, в нём параллельно развиваются события библейской истории (в авторской интерпретации) и современной автору московской жизни 20—30-х годов XX в., сцены, полные драматизма, перемежаются сатирическими. Исходя из этих особенностей произведения, его можно классифицировать как социально-философский сатирический роман-миф.
Роман-эпопея — это произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы; сюжет строится на основе узлов — ключевых, переломных исторических событий. При этом в судьбах героев, как в капле воды, отражается судьба народа и, с другой стороны, картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй. Неотъемлемой принадлежностью эпопеи являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории. При создании эпопеи от художника требуется высочайшее мастерство в сцеплении эпизодов (сцен частной жизни и массовых сцен), психологической достоверности в прорисовке характеров, историзма художественного мышления — всё это делает эпопею вершиной литературного творчества, на которую может взойти не каждый писатель. Именно поэтому в русской литературе известны всего два произведения, созданных в жанре эпопеи: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Жанры лирики

Песня — малый стихотворный лирический жанр, характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Элегия (греч. elegeia, elegos — жалобная песня) — стихотворение медитативного или эмоционального содержания, посвящённое философским раздумьям, вызванным созерцанием природы или глубоко личными переживаниями о жизни и смерти, о неразделённой (как правило) любви; преобладающие настроения элегии — грусть, светлая печаль. Элегия — излюбленный жанр В.А. Жуковского («Море», «Вечер», «Певец» и др.).
Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare — звучать) — лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы. Строки сонета могут располагаться двояко: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. В катренах может быть всего две рифмы, а в терцетах — две или три.
Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Французская форма сонета: abba abba ccd eed. Английский (шекспировский) — со схемой рифмовки abab cdcd efef gg.
Классический сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Судя по названию этого жанра, особое значение придается музыкальности сонета, которая достигается чередованием мужских и женских рифм.
Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов — одну из наиболее трудных литературных форм.
К жанру сонета обращались русские поэты: А.С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна» и др.), А.А. Фет («Сонет», «Свидание в лесу»), поэты Серебряного века (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, И.А. Бунин).
Послание (греч. epistole — эпистола) — стихотворное письмо, во времена Горация — философского и дидактического содержания, позже — любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания — наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы. Например: «Мои пенаты» К.Н. Батюшкова, «Пущину», «Послание цензору» А.С.Пушкина и др.
Эпиграмма (греч. epgramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Например: эпиграммы А.С. Пушкина на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, эпиграмма Саши Чёрного «В альбом Брюсову» и др.
Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня) — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания. Жанр оды был распространён в русской литературе XVIII — начала XIX вв. в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в раннем творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, но в конце 20-х годов XIX в. на смену оде пришли другие жанры. Отдельные попытки некоторых авторов создать оду не соответствуют канонам этого жанра («Ода революции» В.В. Маяковского и др.).
Лирическое стихотворение — небольшое поэтическое произведение, в котором отсутствует сюжет; в центре внимания автора — внутренний мир, интимные переживания, размышления, настроения лирического героя (автор лирического стихотворения и лирический герой — не одно и то же лицо).

Лироэпические жанры

Баллада (провансальское ballada, от ballar — плясать; итал. — ballata) — сюжетное стихотворение, то есть рассказ исторического, мифического или героического характера, изложенный в поэтической форме. Обычно баллада строится на основе диалога персонажей, при этом сюжет не имеет самостоятельного значения — это средство создания определённого настроения, подтекста. Так, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина имеет философский подтекст, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — социально-психологический.
Поэма (греч. poiein — "творить", "творение") — крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (например, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Двенадцать» А.А. Блока и др.), в систему образов поэмы может входить лирический герой (например, «Реквием» А.А. Ахматовой).
Стихотворение в прозе — небольшое лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся повышенной эмоциональностью, выражающее субъективные переживания, впечатления. Например: «Русский язык» И.С. Тургенева.

Жанры драматургии

Трагедия — драматическое произведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.
Драма — пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.
Комедия — драматическое произведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах; комедия отличается стремительным развитием действия, наличием сложных, запутанных сюжетных ходов, благополучной концовкой и простотой стиля. Различают комедии положений, основанные на хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств, и комедии нравов (характеров), основанные на осмеянии человеческих пороков и недостатков, высокую комедию, бытовую, сатирическую и т.д. Например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова — высокая комедия, «Недоросль» Д.И. Фонвизина — сатирическая.

Поклонники поэзии зачастую спорят, к какому жанру отнести то или иное стихотворение. В самом деле, разновидностей в том числе лирических, существует великое множество. Разобраться в них подчас по плечу лишь специалистам-филологам. Тут и элегии, и оды, и сатирические стихи, и стихотворения в прозе - всего не перечислишь. Многие жанры в наше время "сошли со сцены" и в почти не встречаются.

Рассмотрим же вкратце, какие бывают жанры. Как известно, лирические формы могут различаться по объему (малые - стихи, сонеты, эпиграммы, оды и т. д., более крупные - поэмы, баллады), по жанрам, по содержанию (любовная лирика, дружеское послание, торжественное восхваление, сатирическая эпиграмма и пр.). Стихотворные произведения могут быть строго канонизированы по форме (иметь строго определенное число строчек или строф) или же написаны в свободной форме, порой без соблюдения размера и рифмы ("белые" стихи). Впрочем, впечатление "полной свободы" стихосложения в данном случае обманчиво - любое произведение создается по определенным канонам.

Итак, основные жанры стихотворений. Классическим стихотворением считается небольшое (в отличие, например, от поэмы) литературное произведение в стихотворной форме. Начиная с 19 века является наиболее распространенной формой лирики. Ода - патетическое, торжественное произведение, прославляющее кого- или что-либо, часто исполнялась под музыку. В переводе с греческого означает "песня". Элегия - под этим названием в античной поэзии понималось написанное в форме элегического дистиха стихотворение, позже (в западноевропейской поэзии) элегиями стали называть произведения романтически-сентиментальные, повествующие о несчастной любви, разочарованиях, бренности бытия.

Баллада - это стихотворное произведение, имеющее сюжет, обычно фольклорного или исторического характера, часто на основе какой-либо легенды. Баллады часто имели таинственный, иногда мрачноватый колорит. Песня относится к словесно-музыкальному искусству. По форме обычно состоит из строф или куплетов. По содержанию может быть от лирической до сатирической, по составу исполнителей - сольной или хоровой, с музыкальным сопровождением или без такового. Песня может быть народной или профессиональной, может быть авторской (например, романс).

Многие жанры стихотворений в наши дни уже не встречаются. Это послание - произведение, обращенное к конкретному или вымышленному лицу (было популярно с античных времен примерно до середины 19 века), мадригал - стихотворение-комплимент, обращенный, чаще всего, к женщине, аполог - стихотворение нравоучительного характера.

Буколика (пастораль) - общее название двух отдельных жанров, которые часто путают - эклоги и идиллии. Эклога изображает бытовые сельские сценки, диалоги между пастухами и пастушками. Идиллия повествует о мирной и беззаботной жизни на лоне природы (часто это понятие употребляется с иронией). Обе эти разновидности зародились в античной Греции и существовали до начала 19 века.

Существуют жанры стихотворений, четко структурированных, с заданной классическими канонами формой. Это сонет, состоящий из 14 строк, включающий 2 четверостишия на 2 рифмы (называемых катренами) и 2 трехстишия (т. н. терцета) на 3 или на 2 рифмы. Сонеты появились в Италии в 13 веке и были необычайно популярны в эпоху Возрождения, нашли отражение в поэзии стилей барокко, романтизма и отчасти модернизма.

К твердым формам можно также отнести жанр разновидность стихотворения из 15 строк, причем 9-я и 15-я строки являются нерифмующимся рефреном, повторявшим начало первой строки. Кроме рондо, к твердым формам относятся триолет, ритурнель, стансы, октава, сицилиана, рондель.

Всегда популярны были и есть жанры стихотворений комического характера. - короткое нравоучительное произведение с непременной моралью в конце, героями которого обычно являлись животные и сказочные персонажи. Эпиграмма -небольшое сатирическое стихотворение, часто резко высмеивающее кого-либо. Бурлеска - разновидность комического жанра.

В отдельную группу можно выделить жанры стихотворных произведений, так или иначе основанных на варьировании грамматических форм или просто игре слов. Это акростих, из начальных букв которого можно сложить слово или фразу, анациклический стих (читаемый от начала к концу и наоборот), буриме (стихи на заранее заданную рифму), палиндром (одинаково читающееся справа налево и наоборот) и т.п.

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

Урок 7. Стили

Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки… и литературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении — возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.

КЛАССИЦИЗМ — (от лат. classicus — образцовый).

«Классическое» стихотворение — это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.

Михаил Ломоносов

Блаженство общества всядневно возрастает;

Монархиня труды к трудам соединяет.

Стараясь о добре великих нам отрад,

О воспитании печется малых чад;

Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,

Приобрело ему сокровище бесценно;

И чтоб из тяжкого для общества числа

Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

Рачители добра грядущему потомству!

Внемлите с радостью полезному питомству:

Похвально дело есть убогих призирать,

Сугуба похвала для пользы воспитать;

Натура то гласит, повелевает вера.

Внемлите важности монаршего примера:

Екатерина вас предводит к чести сей,

Спешите щедростью, как верностью, за ней.

РЕАЛИЗМ — (от лат. realis — вещественный).

Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни — взаимоотношения человека и природы, героев и времени.

Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

РОМАНТИЗМ — (нем. Romantik).

Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько пересоздает. Герой романтизма — исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.

Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — (от фр. sentiment - чувство).

В сентиментализме человеческая личность — это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы — любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.

Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья

В обитель нищеты рука моя несла.

Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

Ах! благостью моей любовь твоя была!

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.

Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.

Николай Некрасов «Поэт и гражданин»

…Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер, ласковый и сонный,

Едва колеблет паруса,

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвет, и мачту клонит,

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пес - и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет…

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста…

ИМПРЕССИОНИЗМ — (от фр. impression — впечатление).

Характеристики стиля — композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.

Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что скользя затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди,

На заре она сладко так спит!

СИМВОЛИЗМ — (фр. Symbollisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета).

Концепция: мир и человек — через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение — принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.

Владимир Соловьев

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете?

АКМЕИЗМ — (от греч. akme — высшая степень, пик, максимум, расцвет).

Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и

образы, материальность, предметность, «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).

Анна Ахматова

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

В сердце темный, душный хмель,

А лучи ложатся тонкие

На несмятую постель.

ФУТУРИЗМ — (от лат. futurum — будущее).

Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу») и превыше всего ставит себя, свое эго.

Игорь Северянин «Эгополонез»

Живи, Живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое - всегда одно:

Я и Желанье! Живи, Живое! -

Тебе бессмертье предрешено!

ДЕКАДАНС — (от фр. decadence — упадок).

Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,

свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».

Зинаида Гиппиус «Бессилье».

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный, на берегу…

Стою над пропастью - над небесами, -

И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить…

Мне близок Бог — но не могу молиться,

Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю

И вижу полог бледных облаков…

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для нее не знаю слов.

ИМАЖИНИЗМ — (от фр. image — образ).

Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

Сергей Есенин

В лунном кружеве украдкой

Ловит призраки долина.

На божнице за лампадкой

Улыбнулась Магдалина.

Кто-то дерзкий, непокорный,

Позавидовал улыбке.

Вспучил бельма вечер черный,

И луна - как в белой зыбке.

Разыгралась тройка-вьюга,

Брызжет пот, холодный, терпкий,

И плакучая лещуга

Лезет к ветру на закорки.

Смерть в потемках точит бритву…

Вон уж плачет Магдалина.

Помяни мою молитву

Тот, кто ходит по долинам.

АБСУРД — (от лат. absurdum — нелепость, бессмыслица).

Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

Александр Введенский «Отрывок»

Было дело под Полтавой

нет не дело а медаль

мы дрались тогда со шведкой

чуть что вправо мы налево

тсс видим побежала

юбку синюю порвала

я кричу остановись

чуть что вправо мы налево

за сосною под Полтавой

голенький сидит Мазепа

говорит был бы Федором

было б веселей

тут все войско моё

зарыдает навзрыд

закричит заговорит

вот несчастный какой

с той поры и здесь трактир.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).

Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

про Ленина рассказ.

Но не потому,

нету более,

что резкая тоска

стала ясною

осознанною болью.

ленинские лозунги развихрь.

растекаться

слезной лужею, —

живее всех живых.

Наше знанье —

и оружие.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — (от лат. conceptus — мысль, представление).

Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами — с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).

Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»

Шли дни. Уже из ложки ела ты,

Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.

Ты наливалась смыслом, ты бесилась,

агукала средь вечной пустоты.

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.

Цвел диатез. Пеленки золотились.

Немецкая коляска вдаль катилась.

И я забыл мятежные мечты.

Что слава? Что восторги сладострастья?

Что счастие? Наверно, это счастье.

Ты собрала, как линзочка, в пучок

рассеянные в воздухе ненастном

лучи любви, и этот свет возжег —

да нет, не угль — лампадный фитилек.

И, наконец, стиль нового времени:

КОСМИЗМ – (греч. κόσμος - «упорядоченный мир »)

Концепция: космос — структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.

Андрей Романов «Свет сотворения мира»

Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.

Победив небытьё,

не успев насладиться победой…

Разбежались трамваи,

как будто Персей с Андромедой,

Опустела жилплощадь,

чтоб места хватило двоим.

Равнодушный рассвет

Прикоснулся к твоим волосам,

В ожиданье морозов надел он походные унты.

Чтоб тебя отыскать —

Мне отпущены были секунды, —

Если на слово верить

космическим звёздным часам.

Опускается снег,

заглушая шатанья людей.

Атом выбросил кванты,

как белые флаги – квартира

Осаждённого города…

Свет сотворения мира

Только-только достиг

Петербургских ночных площадей.

И трамваи привстали на цыпочки,

Слушая снег,

Тот, который родился

На фирновом лбу Эвереста.

И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,

Мне напомнит тебя

Ту, которой давно уже нет:

Наша юность ушла,

Простудившись на встречном ветру.

Образумилась Лиговка.

Мойка не знает сомнений.

И над Невской губой,

В предстоящем бреду наводнений,

Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,

Что я никогда не умру.

Жанр в переводе с французского (genre) - род, вид. В художественной литературе различают три жанра: драма, эпос и лирика. К эпическим жанрам относятся не только про­заические произведения (эпопея, сказка, роман, повесть, но­велла, рассказ, очерк и т. п.), но и стихотворные, такие, как басня, былина, поэма, роман, сказка в стихах. К лирическим жанрам поэзии относят оду, балладу, элегию, песню, не­большое стихотворение и т. д.

Лирическое произведение - произведение музыкальное, волнующее. Именно в лирике воплощаются самые сокровен­ные, глубокие переживания поэта как гражданина страны, передающего свое отношение к обществу и к миру в целом. На каждом стихотворении лежит печать индивидуальности поэта со своими пристрастиями и нравственными оценками. «Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной вы­разительности». 16

Лирику разделяют на четыре основные тематические ка­тегорий: философскую, гражданскую, любовную и пейзаж­ную. Сейчас наблюдается смещение жанров, взаимопроник­новение их. Произведения, в которых соединены лирическое и эпическое начала, называют лиро-эпической поэзией. Ро­мантические поэмы Пушкина, Лермонтова, поэмы В. Мая­ковского, А. Вознесенского и других относятся к этому виду поэзии. (44)

К гражданской лирике относится публицистическая поэ­зия, которая откликается на важные явления общественно-политической жизни страны, на события в мире. Мы знаем публицистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасо­ва. Огромным публицистическим накалом пронизаны стихо­творные произведения М. Горького «Песня о Соколе» и «Пе­сня о Буревестнике». Со «всей своей звонкою силой поэта» В. Маяковский утверждал публицистическую поэзию:

скривится горько,

хлыстиком выстегать:

А где же душа?!

Да это ж -

риторика!

Поэзия где ж?

Одна публицистика?!

Капитализм -

неизящное слово,

куда изящней звучит -

«соловей»,

возвращусь к нему

снова и снова.

агитаторским лозунгом взвей!

(из поэмы «В. И. Ленин»).

Такие лирические стихи, как элегия, проникнуты раз­думьем, размышлением поэта; пронизаны чувством грусти и надежды, печали и радости. Элегии пишутся преимущест­венно пятистопным ямбом:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Одной из разновидностей лирического стиха является со­нет. Сонет - от итальянского слова sonare - звучать, зве­неть. Его родина - Италия XIII века. Сонеты писали Пет­рарка, Данте, Микеланджело, Шекспир; в России - Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Брюсов, Ахматова... К сонетам обращаются и многие современные поэты.

Сонет - это строгая форма четырнадцатистишия, обычно состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший. У Шекспира иная конструкция сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. (45)

Сонеты пишутся пятистопным ямбом. Рифмы у сонетов звучные, богатые. Каждая строфа представляет законченное целое. Обычно в первом четверостишии, которое восприни­мается как экспозиция, утверждается основная тема сонета. Во втором - идет развитие положений, выдвинутых в на­чале; в третьем - происходит развязка. И самые сильные по мысли, образности и чувствам - последние две строчки (у Шекспира) или последняя строка в трехстишии. Эти Строчки называют «сонетным замком». На «сонетный замок» и надо обращать внимание при изучении материала и при исполнении сонетов.

Мы хотим закончить раздел, посвященный законам сти­хосложения, словами Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может пра­вильно действовать». Однако, не изжита еще неверная точ­ка зрения некоторых режиссеров, актеров, руководителей самодеятельных коллективов, которые утверждают приори­тет интуиции, импровизации над законами творчества; Нель­зя забывать главный принцип системы К. С. Станиславского «От сознательного к подсознательному»; забывать о том, что актер, чтец может импровизировать лишь тогда, когда все тщательно продумано, до мельчайшей подробности отрабо­тано. Известно, что «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо дока­зательство». 17 Но чтобы доказывать другим, руководитель самодеятельной студии обязан, быть сведущим во всех во­просах искусства, умеющим постигать законы творчества. Только так обеспечивается эффективность конечного резуль­тата работы и руководителя, и коллектива, и каждого его участника.

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ

Мы не хотим великолепно декламировать,

То есть только говорить монолог. Мы хотим

Им действовать, житьим во всеобъемлющем

понятии этого слова!

К. С. Станиславский.

Не декламировать, а действовать, жить в материале не­обходимо и при исполнении стихов. Ведь стихи, особенно ли­рические, по сути. своей есть монолог, в котором раскрыва­ется сложный внутренний мир лирического героя. В работе над любым литературным произведением должна соблюдать­ся определенная последовательность, которая позволяет ор­ганичнее овладевать искусством словесного действия. Како­ва же последовательность работы над стихотворным мате­риалом? |

Режиссерско-исполнительскую работу над поэтическим произведением можно условно разделить на пять этапов. 18

1. Выбор материала.

2. Познание характеристических особенностей выбранно­го материала.

4. Творческий акт исполнения.

5. Анализ выступления.

Выбор материала

При выборе исполнительского материала необходимо со­блюдать определенные условия.Первое условие - актуаль­ность материала, его высокое идейно-художественное звуча­ние. При этом не следует понимать под актуальным материа­лом лишь советскую поэзию, да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы нахо­дим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с по­зиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, ми­ра может быть направлено классическое произведение.

Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил».

«Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим» (47)

Вот главная мысль этого стихотворения. Человек все­гда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви - чувство, которое не всем дано ис­пытать.

Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое дей­ствие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственни­чества, напомнить человеку о том, что он - высшее сущест­во, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» - говорит поэт в других своих стихах.

Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызы­вая желание работать над ним. Лучше, если участники кол­лектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровы­вать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично за­менить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на неко­торое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, ко­торое обогатит исполнителя необходимыми технологически­ми умениями и навыками.

Третье условие, обеспечивающее успех в работе, - это соответствие материала творческим способностям чтеца-лю­бителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), ко­гда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ах­матовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личност­ным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения.

Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20- 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности, а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их да­же хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой ин­дивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства - чтецкому искусству. (48)

Второй этап работы над стихами: изучение всех особен­ностей формы выбранного к исполнению стихотворения. * (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идей­но-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности эта­пов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.)

Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо за­жить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую ин­тонацию, тон целенаправленного действия; Этому способст­вуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а так­же изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»?

Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с при­родой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов долж­на как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание: