Меню

Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы. Все о сказочных русских лошадях породы битюг Видео «Традиции русского тяжелого коневодства»

Здоровье птиц

Как известно, рыцари Средневековья ездили на мощных, тяжелых и выносливых лошадях. Однако не только европейцы могут похвастаться своими тяжеловозами, славянские богатырские кони ни чуть не уступали рыцарским. Наоборот, по красоте нередко превосходили несколько неуклюжих ломовых «европейцев». Оценить их красоту мы может сегодня не только на картинках или в сказках, ведь прообраз богатырского коня сохранили нынешние породы. Как выглядят эти лошади, а именно владимирский, советский, вы сможете увидеть на фото в нашем обзоре.

Наш обзор современных богатырских лошадей мы хотим начать с истории, а именно с породы битюг. Сегодня, к сожалению, в чистом виде мы ее уже не встретим, так как она за счет постоянного скрещивания и селекции утратила свой первоначальный вид. Однако, этих лошадей можно считать наиболее приближенными к древнему образу славянских рабочих коней. Представление о них сегодня нам дают лишь описания, старинные гравюры и картины.

Свое громкое название порода получила от названия реки в Воронежской области, где была впервые выведена на конезаводе графа Орлова. За основу селекции были взяты местные крестьянские кобылицы, которых скрещивали с заграничными голландскими и английскими жеребцами. Битюги были хоть и не очень высокими, но мощными и крепкими. Лошади спокойно выполняли любые грузо-транспортные крестьянские работы и отличались неприхотливостью и выносливостью. Особо ценили этих «работяг» за удивительную грузоподъемность: с весом в более 800 кг битюги могли проходить до 85 км в день.

Однако в конце 19 века битюгов стали массово скрещивать с лошадьми различных типов и пород, в результате чего как отдельная порода она вскоре исчезла. Как утверждают специалисты, подобных битюгам коней удалось найти лишь в глубинке Воронежской области. На их основе в нескольких районах был воссоздан приближенный тип тяжеловозов, которые получили название воронежская упряжная порода. В 1939-м году нескольких ее представителей были продемонстрированы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Советская тяжеловозная порода лошадей считается и по сей день одной из самых лучших отечественных. Сразу после своего выведения эти кони завоевали славу, как «рекордисты», так как во многих показателях превосходили известные на то время породы. Считается, что их предками являются битюги, которых скрещивали со знаменитыми зарубежными арденами, суффольками и брабансонами. Так как заграничные тяжеловозы, а в частности, бельгийские брабансоны, были плохо приспособлены к русскому суровому климату, использовать их в чистоте не получалось. Но грамотный подход и селекция позволили получить не только очень выносливую и крепкую лошадь, но и красивую, во многом превосходя рыхлых и сырых по конституции бельгийцев.

Порода получила официальное признание в 1952-м году и уже через 5 лет потрясла весь Союз своим абсолютным рекордом грузоподъемности. Шестилетний жеребец Форс на Тамбовском ипподроме прошел 35 м с грузом почти 23 тонны. Как оказалось позже на последующих испытаниях эти кони еще обладают и прекрасной грузоподъемностью на рыси.

Существуя вот уже более 60 лет, Советский тяжеловоз сегодня может похвастаться высоким уровнем совершенства. Представители породы обладают практически идеальными промерами тяжелоупряжной лошади, чуть ли не самыми высокими показателями продуктивности. Они самые крупные из отечественных тяжеловозов, мускулистые с хорошо развитой спиной и грудью. Однако многие современные факторы играют не в пользу развития породы, в результате чего поголовье сокращается. Наиболее ценные линии сосредоточены в Мордовском и Починковском конных заводах, куда вы сможете совершить виртуальное путешествие на видео от CenterNF.

Владимирский

Владимирская тяжелоупряжная порода, выведенная на землях Владимирского ополья, появилась чуть раньше, чем советская – в 1946-м году. Она также была создана путем прилития заграничных кровей, а именно английских шайров и клейдесдалей. Именно поэтому владимирских коней часто используют не только в упряжи, но и под седлом. Это очень нарядные, энергичные, гармоничные по красоте и темпераменту лошади, завоевавшие сердца многих всадников.

Как видно на многих фотографиях, владимирский конь отличается по конституции от, скажем, битюгов и советских тяжеловозов. Представители этой породы имеют длинную горбоносую голову, высокую длинную шею с хорошим выходом, удлиненный корпус с широким крупом и спиной. Ноги у них также высокие, крепкие с хорошо выраженными суставами. Отличаются более живым темпераментом и энергичностью. Так, именно владимирцу принадлежит абсолютный рекорд среди всех тяжеловозов по срочной доставке груза рысью.

Сегодня владимирские кони возобновляют былую славу, но больше используются не в сельскохозяйственных работах, а в конном туризме и любительской верховой езде. Как говорят любители породы, на этих конях очень удобно ездить верхом – сидишь, как на диване.

Русский

Русские породы лошадей славятся не только на российском конном рынке, но и далеко за его пределами. И прямое тому доказательство, это порода русский тяжеловоз, которую охотно покупают заграничные коневоды. Сформировалась эта порода в конце 19 века на основе бельгийских арденов. В начале 20 века была начата племенная работа по улучшению рабочих качеств лошадей. Цель была получить экономически выгодную тяжелоупряжную универсальную породу. И результат превзошел все ожидания – русские кони отличались не только превосходными рабочими качествами, но и уникальной экономичностью.

Русский тяжеловоз сегодня одна из самых выгодных и неприхотливых тяжелоупряжных пород. Кони прекрасно сохраняют свой вес и работоспособность даже на самом подножном корме. Использоваться в работе лошади могут до 25 лет.

Оценивая экстерьер русских тяжеловозов, стоит отметить, что лошади не очень высокие, но крупные за счет массивности телосложения. Как видно на фото, у них достаточно мускулистая шея и глубокая грудь при небольшой голове, а также очень крепкая широкая спина..

История происхождения породы битюг:
Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород : клейдесдалля, брабанта, а так же местных рабочих лошадей . Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы. Битюги были лошадьми среднего роста , крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50-85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа , в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.

Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами , а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади .

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.
ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.


1947 г. Картон, пастель. Серия картин «Породы лошадей» Вадима Вадимовича Трофимова.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:
1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам , состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.
2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.
3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Масти Битюгов:
Мышастая масть, бурая масть.

Рост Битюгов:
155 - 158 см (жеребцы),
150 – 155 см (кобылы).

Место выведения:
Россия: Ульяновская и Тамбовская области.

Использование:
Рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.

Распространение:
В настоящее время порода прекратила своё существование.

(см. таблицу Породы русских лошадей) - лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров (на р. Битюге), Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю. Крупные Б. - татарские лошади, измененные скрещиванием с орловскими рысаками; они очень мускулисты, хорошие ходоки, выносливы и употребляются для перевозки тяжестей; до постройки железной дороги на Б. перевозилось огромное большинство товаров между Москвою и Нижним Новгородом. При обильности корма, которым отличается их родина, Б. растут очень хорошо, хотя оставляют конюшню не ранее 3-го года; до употребления их на работу на 5 или 6 году жизни их кормят травою, мукою, бобами и т. п. и откармливают на продажу. Такое животное, называемое "выкормком", хотя очень быстро растет, но при употреблении на работы чрезвычайно скоро теряет в весе. Торговцы подготовляют к продаже подобным образом до 80 % всех крупных Б. Средние Б., отличающиеся более благородными формами и откармливаемые главным образом на лугах, происходят от скрещивания местных русских кобылиц с жеребцами соседних конских заводов; они замечательны как очень выносливые рысаки. Чаще всего эти лошади употребляются в тройках, причем Б. закладывается в корень и идет довольно крупною рысью, а пристяжные - большею частью мелкие донские лошади - скачут галопом.

  • - русская, теперь уже исчезнувшая тяжелая упряжная лошадь...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - река, лп Дона; Воронежская обл. Упоминается в 1389 г. как Бетюк, в 1450 г. Бетюк, позже употребляется вариант Битюк, а с начала XVIII в. входит в употребление форма; в настоящее время общепринято...

    Географическая энциклопедия

  • - лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров, Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - наименее крупная северная порода лошадей, распространенная по р. Вятке и ее притокам и отличающаяся большою выносливостью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - порода лошадей, выведенная англичанами в настоящем столетии специально для парфорсной охоты с лисогонами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Битю́г река в Воронежской области РСФСР, левый приток Дона. Длина 379 км, площадь бассейна 8840 км2. Протекает по Окско-Донской равнине. В бассейне более 400 озёр. Долина широкая, нередко заболочена...
  • - легкоупряжная порода, с древних времён разводимая в северных лесных районах. Лошади В. п. низкорослы, позднеспелы, но очень выносливы и хорошо приспособлены к местным климатическим и кормовым условиям...

    Большая Советская энциклопедия

  • - порода тяжеловозов, выведенная в 18 в. в Великобритании в графстве Суффолк. Лошади крупные, массивные, на коротких ногах, за что названы Suffolk-Punch Высота в холке 160-170см...

    Большая Советская энциклопедия

  • - река в Европейской части Российской Федерации, левый приток Дона. 379 км, площадь бассейна 8800 км²...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р. а/...

    Орфографический словарь русского языка

  • - БИТЮ́Г, -а, муж. Рабочая лошадь тяжеловоз крупной породы. Б. этакий! ...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ушакова

  • - БИТЮ́Г и БИТЮК, битюга, муж. Русская рабочая лошадь крупной породы. || перен. Здоровый, крепкий, плотного сложения мужчина...

    Толковый словарь Ушакова

"Битюг порода лошадей" в книгах

Объездка лошадей

Из книги Американский снайпер автора DeFelice Jim

Объездка лошадей Ты не ковбой, пока не объездил лошадь. Эту науку я начал постигать еще в школе. Поначалу я ничего не понимал в этом деле.Я знал одно: надо залезть ей на спину и оставаться там, пока лошадь не прекратит брыкаться. Изо всех сил постараться не упасть оттуда.С

XIV. ПЛЯСКА ЛОШАДЕЙ

Из книги Говорит Черный Лось автора Нейхардт Джон

XIV. ПЛЯСКА ЛОШАДЕЙ С нами жил человек по имени Медведь Поет, был он стар и очень мудр. Черная Дорога попросил его о помощи, и тот согласился.Сначала поутру послали глашатая, который объявил людям, чтобы они поднялись немного вверх по реке Язык, отойдя от городка солдат, и там

Выгрузка лошадей

Из книги Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма. автора Скотт Роберт Фолкон

Выгрузка лошадей Мирз рано вышел с собаками и почти целый день заставлял их возить небольшие тяжести. Много хлопот наделало нелепое поведение пингвинов, беспрестанно группами наскакивающих на нашу льдину. С той минуты как ноги пингвинов касались льдин, они всеми своими

Энергетика лошадей

Из книги Энергетика человека. Расшифрованные послания тонких тел автора Киврин Владимир

Энергетика лошадей Много столетий существует лошадь рядом с человеком, помогая ему энергетически и физически. Энергетика лошади восстанавливает поврежденную заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата энергетику человека. А как поднимает ее вид

КРАЖА ЛОШАДЕЙ

Из книги Тропою души автора Ветер Андрей

КРАЖА ЛОШАДЕЙ

Из книги Тропа автора Ветер Андрей

КРАЖА ЛОШАДЕЙ Было раннее утро, когда Два Горба дотронулся до плеча Медведя и разбудил его.– Что такое, отец? – хотел было спросить мальчик, но отец прикрыл его рот ладонью и многозначительно указал глазами на вход в палатку.– Хочешь посмотреть на врага? – беззвучно

Смена лошадей

Из книги Третья волна автора Тоффлер Элвин

Смена лошадей До того как Вторая волна начала свой путь по Европе, большинство регионов мира еще не было консолидировано в нации, на этих территориях существовала мешанина из племен, кланов, герцогств, княжеств, королевств и других крупных и мелких образований. «Короли и

Породы лошадей

Из книги Полная энциклопедия фермера автора Гаврилов Алексей Сергеевич

Породы лошадей Выведением новых пород лошадей занимались с древнейших времен. В настоящее время в мире насчитывается около четырехсот двадцати пород лошадей. В России разводят примерно тридцать пород лошадей. Все они разделяются на несколько групп: верховые породы

Масти лошадей

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

Масти лошадей Масти, то есть расцветки, лошадей собственно нельзя считать забытыми словами-архаизмами, но если прежде значения их были известны каждому, то ныне разбираются в них только люди, имеющие дело с лошадьми. Между тем вряд ли найдешь произведение русской

Битюг (порода лошадей)

БСЭ

Битюг (река в Воронежской области)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Вятская порода лошадей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЯ) автора БСЭ

Стронгилятозы лошадей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Суффолкская порода лошадей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Тренинг лошадей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

МЕСТО ВЫВЕДЕНИЯ: Россия: Ульяновская и Тамбовская области
РАСПРОСТРАНЕНИЕ: в настоящее время порода прекратила своё существование
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.
РОСТ: 150 - 155 (кобылы), 155 - 158 см (жеребцы)
МАСТЬ: Мышастая, бурая.
НРАВ: мягкий, спокойный, трудолюбивый

ИСТОРИЯ ПОРОДЫ: Являлась потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород - клейдесдалля, брабанта и местных рабочих лошадей. Отметим, порода «битюг» была выведена в имении графа Орлова в Воронежской губернии путем скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями и названа по имени протекавшей близ имения реки. Они отличались мощью и величиной. Славились изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью. Битюги были лошадьми среднего роста, крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50—85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной степного типа лошади в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород. Одним из факторов, способствовавших выведению их, были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами, а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипичность и перестала существовать.

Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади.

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной.

Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.

ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:

1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам, состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.

Своеобразный памятник Битюгу

2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду.

Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.

3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Битюг – порода русской тяжелоупряжной лошади, которая произошла от скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями. Впоследствии порода была улучшена примесью рысистой орловской крови. Эта порода лошадок была выведена в 18 веке крестьянами Воронежской губернии возле реки Битюг. Отсюда и название породы.

В настоящее время порода битюг прекратила своё существование. Она стала исчезать ещё в конце 19 века. Объясняется это сильным разбавлением западной крови местной крестьянской и рысистой, и сокращением площади кормов вследствие распашки степей, заставившей владельцев держать лошадей в хлевах, кормить соломой, жмыхами, отрубями - кормом, неподходящим для такой лошади.

Лошади породы битюг были довольно крупного роста, их высота в холке достигала 178 см. Они обладали широкой грудью, сухими ногами с щетками. Крестец и спина у них были широкими, мускулистыми.

Масть битюгов гнедая, пегая и серая.

Битюги обладали удовлетворительной рысью, отличались выносливостью, неприхотливостью и большой грузоподъёмностью. Этих лошадей использовали для перевозки тяжестей, для запряжки в тяжёлый экипаж. Они имели спокойный темперамент и упорство. Лошади битюг могли проходить до 80 км в день с грузом более 800 кг. Это были типичные сельскохозяйственные рабочие лошадки.

После утраты породы битюг был разработан план племенной работы по совершенствованию типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Эту лошадь стали называть воронежской упряжной.

Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.