Меню

Частные военные компании в России: статус, участие в вооруженных конфликтах, закон о ЧВК. Группа Вагнера. Частные военные компании в России: список. Закон о частных военных компаниях в России

Уход за собаками

В России предлагают легализовать создание и работу частных военных компаний (ЧВК). Соответствующий законопроект в течение ближайшего месяца планируется внести на рассмотрение Госдумы. Об этом RT рассказал первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

«Законопроект планируется внести в течение месяца, — говорит Емельянов. — Выступление Лаврова нас стимулирует к этому. Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний — они отлично подходят для применения в подобных локальных конфликтах. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги», — сказал Емельянов.

Он отметил, что деятельность таких организаций должна лицензироваться профильными ведомствами. В документе пропишут понятие и задачи частных военных компаний, виды их работ и услуг. Также закрепят соцгарантии для россиян, которые работают на ЧВК в России и в других государствах.

В числе планируемых ограничений для ЧВК — запрет нарушать суверенитет и изменять границы государств, свергать законные органы власти, вести подрывную деятельность, разрабатывать, покупать или хранить оружие массового поражения.

О необходимости защитить интересы граждан России, которые работают на частные военные компании в других государствах, 15 января высказался глава МИД Сергей Лавров.

«Что касается других стран — да, такая практика распространяется со стороны многих государств мира. И в Ираке это происходило, и в других странах региона, где так называемая Blackwater (американская ЧВК, сейчас носит название Academi. — RT ) работала. Потом она была переименована во что-то ещё», — сказал министр.

По его словам, необходимо «чётко зафиксировать законодательную базу для того, чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены».

Частная военная компания (ЧВК) — это коммерческая организация, сотрудники которой за вознаграждение защищают или охраняют объекты или людей. Также они участвуют в вооружённых конфликтах по соответствующим контрактам.

Сейчас в России для деятельности ЧВК нет правовой базы. Идею о создании системы ЧВК в 2012 году поддержал Владимир Путин, который тогда занимал пост премьер-министра.

Законопроект «О частной военно-охранной деятельности» фракция «Справедливая Россия» вносила в 2014 году. Однако позже он был снят с рассмотрения.

Член комитета Госдумы по международным делам Антон Морозов считает, что работающим в ЧВК россиянам следует предоставить ряд социальных и трудовых гарантий.

«Этот вопрос уже много раз обсуждали, и уже, видимо, назрел момент, когда необходимо принимать решение об этом как можно быстрее. У нас даже те, кто хотят поехать таким образом заработать, не могут этого сделать — нет нужной правовой базы. Желающим работать на частные военные компании следует предоставить правовые гарантии. Это прежде всего гарантия выплаты вознаграждения, учёта стажа, медицинского страхования, выплаты компенсации семьям в случае гибели человека», — пояснил Морозов.

  • Pixabay

В комитете Госдумы по обороне готовы включиться в работу над законопроектом о частных военных компаниях. Об этом RT сообщил председатель комитета Владимир Шаманов.

«За последние полтора года в той или иной мере отдельными инициативными группами поднимался вопрос по ЧВК, но дальше разговоров дело не пошло. Мы видим реальную практику, когда развитые страны, такие как Америка и ряд других, используют ЧВК для выполнения задач за пределами своей страны. У нас этот вопрос, как мне кажется, был несколько недооценён. Частные военные компании — это уже данность, от которой нельзя отмахиваться... Мы готовы включиться в эту работу», — пояснил он.

Член комитета Совфеда по обороне и безопасности Ольга Ковитиди отметила, что ЧВК позволят создать рабочие места для отставных военных и помогут защитить интересы России.

«В условиях существующих вызовов и угроз, направленных против России, определение системного правового регулирования деятельности частных военных компаний может стать действенным инструментом осуществления национальных интересов России. При надлежащей законодательной базе деятельность частных военных компаний может стать прибыльной и полезной, обеспечивая не только защиту национальных интересов России и рабочие места уволенным в запас военнослужащим, но и являясь эффективным проводником внешней политики государства», — уверена Ковитиди.

Между тем, по словам военного эксперта, коммерческого директора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, в законе должна быть исключена возможность работы российских частных военных компаний против интересов страны.

«Если ЧВК у нас появятся, ими сразу заинтересуются многие страны, поскольку умения и способности наших военных специалистов ценятся во всём мире. Российские ЧВК, которые будут работать за пределами России, должны подчиняться законам страны пребывания. В законе необходимо прописать, что частные интересы не должны противоречить государственным. Чтобы их деятельность, например, в Сирии не вошла в конфликт с теми операциями, которые проводят наши вооружённые силы. Легализация ЧВК — это целый пласт работ», — сказал Леонков.

В нормативных документах нужно предусмотреть, какое оружие и технику могут использовать российские частные военные компании в своей работе, добавил эксперт.

Что такое группа Вагнера

Частная военная компания Вагнера появилась на Ближнем Востоке незадолго до того, как осенью 2015 года Россия начала официально разворачивать в Сирии свои базы, отмечал в разговоре с РБК офицер Минобороны. Эту информацию подтверждал источник, знакомый с ходом операции. В общей сложности рядом с сирийскими Латакией и Алеппо располагались почти 2,5 тыс. человек, которые представляли группу Вагнера.

Впервые о группе Вагнера и ее участии в сирийской войне сообщила «Фонтанка» в октябре 2015 года. По данным этого СМИ, ранее бойцов ЧВК видели на юго-востоке Украины, где они принимали участие в боях на стороне самопровозглашенных республик. Об этом же писала и The Wall Street Journal.

Группа Вагнера получила свое название по позывному руководителя отряда, рассказывали источники РБК, лично знакомые с Вагнером. «Фонтанка» называла командиром ЧВК Вагнера Дмитрия Уткина: по данным издания, Вагнер — это его боевой позывной. ​Уткин был на приеме в Кремле в декабре 2016 года, эту информацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЧВК Вагнера с владельцем группы «Конкорд» Евгением Пригожиным, последний в комментарии РБК , что не имеет к военной компании никакого отношения.

Источник РБК, знакомый с бойцами группы Вагнера, что минимальная зарплата наемника на базе в России составляет 80 тыс. руб., а за службу в Сирии платят от 250 тыс. руб. в месяц. За погибшего военная компания выплачивает его родным компенсацию.

По мнению председателя Военной коллегии адвокатов Москвы Владимира Тригнина, закон необходим, поскольку сейчас сотрудники ЧВК и их семьи «не имеют прав и льгот, как у контрактников»: «Сотрудники ЧВК не находятся под какой-либо защитой, не застрахованы, хотя могут выполнять задачи государственной важности на территории других государств».

Зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин («Единая Россия») убежден, что узаконить ЧВК необходимо. «Законопроект нужно разрабатывать и четко прописывать там вопрос социального статуса и защиты данной категории граждан, а также членов их семей», — сказал он, добавив, что принятие закона о ЧВК «повысит значимость тех задач, которые они выполняют».

Заявить о необходимости защиты сотрудников ЧВК вынудила текущая ситуация с попавшими в плен и погибшими бойцами группы Вагнера, уверен глава организации Conflict Intelligence Team (СIT) Руслан Левиев.

В вопросе защиты прав таких людей стоит не забывать, что группа Вагнера очень далека от западного понимания термина «частная военная компания», добавил он. Традиционно сотрудники западных ЧВК занимаются только охраной и обучением, говорит Левиев. По его мнению, ведение боев и наступательных действий, разведка, диверсионные акты должны оставаться на плечах государственных структур. «С группой Дмитрия Уткина все иначе. Сейчас ЧВК Вагнера является основной наземной тактической силой России в Сирии. Они ведут боевые действия, наступают на позиции противника», — утверждает Левиев.

Но более проблемным моментом является оружие, а не признание потерь, отметил глава CIT. «Частным военным компаниям нужны базы с оружием и бронетехникой для обучения бойцов, а по современному российскому законодательству частная структура не может владеть таким арсеналом», — подытожил Левиев.

По информации СIT, за время компании в Сирии погибли около 260 российских бойцов ЧВК. По данным «Фонтанки» на август 2017 года, за всю российскую кампанию в Арабской Республике погибли от 70 до 92 сотрудников российских ЧВК.

Юридические нестыковки

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что на практике интересы ЧВК не всегда совпадают с интересами госструктур. «В той же Сирии настолько сложная ситуация, настолько разные силы действуют, что теоретически может случиться и так, что российская ЧВК будет действовать в поддержку организации, которая конфликтует с Минобороны. В этом случае должен быть какой-то арбитраж, который бы по образу и подобию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству на каждый контракт с иностранным государством по линии военного сотрудничества выдавал бы лицензию», — считает Мураховский.

Глава частной военной компании «РСБ-Групп» Олег Криницын утверждает, что отсутствие закона о ЧВК «вообще никак не осложняет» их работу. Он согласился, что ЧВК — это компании, занимающиеся обеспечением боевых действий армии, задача которых — получение коммерческой прибыли. «Частные военные компании работают за пределами России и подчиняются законам страны пребывания. И ни одна страна не будет признавать этот наш закон», — сказал РБК Криницын. Он также добавил, что это уже как минимум третья попытка написать закон и «пока дальше разговоров дело не пошло».

В комитете Госдумы по обороне пока нет подготовленного законопроекта, регулирующего деятельность ЧВК, сказал РБК Юрий Швыткин. Источник РБК в Госдуме объясняет это тем, «что существовала негласная установка не привлекать к ЧВК излишнее внимание». По информации источника, скорее всего, ситуация изменилась после вывода из Сирии основного контингента регулярных войск. «Роль ЧВК вырастет», — добавил он.

Нужен законопроект, который узаконит ситуацию с ЧВК, заявил РБК член комитета Совфеда по обороне Франц Клинцевич. «Их у нас нет, пока не предвидится, и действующее законодательство крайне агрессивно относится к наемникам. А не разрабатываем мы его из-за позиции силовых ведомств [которые выступают против такого закона]», — сказал он. Источник в аппарате верхней палаты подтвердил, что главе оборонного комитета Виктору Бондареву «не поступало таких законов и руководство комитета этой проблемой сейчас не занимается».

Рынок наемников

Легализация ЧВК в России означает появление нового рынка, но он будет небольшим, считает Криницын. Он уверен, что для входа на рынок будут созданы такие финансовые условия, которые не позволят зайти всем желающим, а «только избранным и приближенным». Официально будет три-четыре компании, имеющие близкие связи с властями и силовыми ведомствами, убежден глава «РСБ-Групп».

Затраты ЧВК

«С учетом зарплат, снабжения базы, проживания и питания годовое содержание группы Вагнера может обойтись в сумму от 5,1 млрд до 10,3 млрд руб. Единовременные траты на снаряжение — 170 млн руб., компенсации семьям погибших при минимальной оценке потерь — от 27 млн руб», — писал РБК в 2017 году.

После легализации частных военных компаний, таких как ЧВК Вагнера, на российском рынке будет не больше трех, полагает Левиев. «Это очень затратно: нужно содержать базу с большим количеством оружия, боеприпасов, бронетехники. Нужно найти хороших инструкторов, квалифицированных бывших военных — потенциальный кадровый запас тоже не безразмерный», — пояснил он.

В услугах российских ЧВК будут заинтересованы союзные страны и спорные территории: самопровозглашенные республики Донбасса, Абхазия, Южная Осетия, страны Средней Азии, добавил Левиев.

«Смогут ли наши ЧВК получить по-настоящему денежные заказы, от европейских и американских компаний — на охрану месторождений, дипмиссий, объектов корпораций? Сомнительно, поскольку тут требуется устоявшаяся репутация. А учитывая наши отношения с Западом, санкции, я подозреваю, что практически никто из западных и европейских компаний не решится прибегнуть к услугам легальных российских ЧВК», — подытожил собеседник РБК.

Российские охранные структуры добиваются от государства закона о регулировании частных военных компаний (ЧВК), которые в нашей стране де-факто уже существуют. Такие выводы следуют из доклада руководителя Ассоциации военно-охранных компаний, полковника запаса, бывшего начальника штаба спецназа внутренних войск «Витязь» Андрея Головатюка, который поделился его содержанием с «Газетой.Ru».

По его словам, участия армии, полицейских формирований и прочих государственных силовых структур оказывается недостаточно для решения всех проблем с безопасностью, возникающих в разных регионах мира.

Такие вызовы, как терроризм, транснациональная преступность, межнациональные и межрелигиозные конфликты, сделали профессию «специалиста по вопросам безопасности» одной из самых востребованных, а ЧВК — доходным бизнесом.

Российские представители этой отрасли определяют ЧВК как зарегистрированную частную коммерческую структуру, укомплектованную профессионалами, контролируемую государством и работающую в его интересах. В этом ее коренное отличие от отрядов наемников и террористов, говорят авторы доклада.

Корпорации такого типа со временем будут приобретать все большую роль в войнах и вооруженных конфликтах, уверяют специалисты. В современных международных миротворческих операциях ЧВК уже давно равноправные правовые субъекты наряду с родами и видами Вооруженных сил.

Помимо классических боевых действий в спектр востребованных «военных услуг» частных структур входят: вооруженная охрана имущества физических и юридических лиц, в том числе в зоне военных конфликтов, обеспечение безопасности крупных массовых мероприятий, разработка и принятие мер в сфере информационной безопасности, профессиональная охрана объектов, сопровождение колонн, разведка, военный консалтинг; боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативная или логистическая поддержка; техобслуживание и эксплуатация боевых комплексов и техники; содержание под стражей заключенных; консультирование и подготовка военнослужащих и охранников.

Рутинным стало применение ЧВК для вооруженной защиты от пиратов и сопровождения гражданских судов, проведения аудита безопасности нефтяных и газовых морских платформ, охраны судов, пирсов и платформ в подводном положении и многое другое; разминирования минных полей, уничтожения неразорвавшихся боеприпасов, тылового снабжения войск; авиаразведки и применения беспилотных летательных аппаратов.

Родом из Африки

История официальных ЧВК началась в период борьбы африканских стран за независимость. После падения режима апартеида в Южной Африке тысячи профессионалов из армии и полиции остались не у дел. В это же время в соседних странах бесконечной чередой происходили вооруженные конфликты, межплеменные и межклановые войны, революции и перевороты. Понятно, что в такой ситуации профессиональные военные недолго пребывали без работы.

Очень скоро в ЮАР возникла первая частная военная компания, которая предлагала услуги военных специалистов как для подготовки вооруженных сил условного заказчика, так и для непосредственного участия в конкретных военных мероприятиях.

Первая ЧВК называлась Executive Outcomes («Эффективное исполнение») и была основана в 1989 году.

После исполнения фирмой нескольких мелких заказов последовали операции в Анголе и Сьерра-Леоне, после которых к ней пришла известность. В 1992 году в Сьерра-Леоне началась гражданская война. После серии чувствительных поражений от повстанцев правительство обратилось за помощью к Executive Outcomes, сотрудники которой быстро переломили ситуацию в свою пользу. За удачно проведенную военную операцию правительство страны заплатило Executive Outcomes более $30 млн. Кроме того, компания получила долю в торговле алмазами и другими полезными ископаемыми на территории Сьерра-Леоне.

Этот финансовый успех вызвал волну появления подражателей по всему миру. ЧВК стали возникать в США, Великобритании, Франции, Малайзии и Индонезии. Деньги, которые правительства готовы были платить за выигранные чужими руками войны, с лихвой перекрывали зарплаты военных специалистов, в которых после окончания «холодной войны» и распада блока Варшавского договора недостатка не ощущалось.

Руководители ЧВК, как правило, имели влиятельных покровителей в высших эшелонах власти стран, определяющих само понятие международного права, что позволяло их сотрудникам избегать применение понятия «наемник» со всеми вытекающими последствиями.

Ирак и Афганистан

В Ираке ЧВК появились, когда после свержения американскими военными режима Саддама Хусейна в богатой нефтью стране вместо установления демократии разгорелась гражданская война. Растущие потери среди солдат заставили президента Джорджа Буша-младшего пойти на заключение контрактов с ЧВК. При этом подписывали такие контракты министерства и ведомства правительств США и Великобритании. Не удержались (или были вынуждены это сделать) от вербовки частных солдат и миссии различных гражданских организаций, а также новообразованное иракское правительство.

Частники тут же были направлены в самые горячие и опасные места, что дало возможность официально сократить потери и заявить о стабилизации обстановки.

ЧВК Custer Battles охраняла аэропорт Багдада, Blackwater Security Consulting, ErinysIraq Ltd — нефтяные поля и трубопроводы, Hart Group — энергетические системы Ирака, Kroll сопровождала миссии и конвои ООН, Military Professional Resources, Inc. обучала национальную гвардию Ирака, Titan Corporation контролировала тюрьмы.

В Афганистане уже большая часть логистики военных и гражданских миссий коалиции осуществлялась ЧВК. Часто их привлекали и к охране периметров военных баз.

«Быстрыми темпами растет присутствие на данном рынке китайских ЧВК, особенно в африканских странах, где они обеспечивают безопасность китайских нефтегазовых месторождений», — говорится в аналитическом докладе российской Ассоциации военно-охранных компаний.

В Судане китайские ЧВК охраняют месторождения, владельцами которых являются китайские предприниматели. Эта группировка состоит из 40 тыс. бойцов, одетых в военную форму без знаков отличия.

Формально они не принадлежат армии Китая, а являются сотрудниками частной организации.

Наибольшую известность имели действия военных компаний Китая в 2012 году, когда служащие одной из китайских ЧВК вместе с суданцами участвовали в операции по освобождению 29 китайских рабочих, захваченных в плен в Судане. Операция была проведена не очень удачно, в результате один из заложников был убит. Катализатором формирования и развития китайских ЧВК стало похищение 25 китайских рабочих в Египте в том же 2012 году.

Среди бывших советских республик на рынке ЧВК особенно заметны Грузия и Украина.

Уже к началу пятидневной войны 2008 года в Грузии действовали американские компании Cubic Corporation (создание системы связи вооруженных сил Грузии) и Kellog, Brown and Root (тыловое и техническое обеспечение ВС).

Британская компания Halo (Hazardous Areas Life Support) Trust получила контракты по разминированию одновременно в Грузии и Абхазии. Контракт по подготовке воинского контингента Грузии для участия в операциях в Ираке и в Афганистане получила американская компания MPRI.

В грузинской операции в Южной Осетии участвовала израильская компания Defensive Shield. Согласно докладу Шведского государственного института оборонных исследований (FOI), глава этой компании бригадный генерал Гал Хирш, один из руководителей операции в Южном Ливане в 2006 году и бывший командир 9-й дивизии израильской армии, готовил и принимал участие в операции по штурму Цхинвала в августе 2008 года, а многие работники этой компании были в числе инструкторов, готовивших грузинскую армию, причем некоторые из них участвовали в боевых действиях.

По сведениям авторов доклада, ЧВК привлекались правительством Туркменистана для охраны границ с Афганистаном. Договор заключен с немецкой ЧВК, но ее сотрудники — в основном граждане России, Украины, а также из стран бывшей Югославии.

В России

Среди самых крупных и успешных XDR на российском рынке обычно называют «РСБ-Групп», «Тигр Топ Рент Секьюрити», «Феракс», «Антитеррор-Орел», военно-консалтинговую компанию «Альфа-Витязь», сотрудники которых работали в Ираке, Афганистане, Курдистане и других опасных регионах.

До недавнего времени в этот список входила еще и Moran Security Group из Санкт-Петербурга. Успех этой компании, особенно в Ираке, а также при охране судов от нападения пиратов, всерьез беспокоил конкурентов, прежде всего британцев.

«Именно их усилиями был организован инцидент, когда в октябре 2012 года в нигерийском Лагосе местными военно-морскими силами было захвачено принадлежащее Moran Security Group охранное судно Myre Seadiver, экипаж которого был полностью освобожден только в октябре 2013 года», — уверены российские специалисты на рынке ЧВК.

Окончательный удар по Moran Security был нанесен чуть позже, когда ранее не применявшаяся статья 359 УК «Наемничество» была использована против сотрудников ЧВК — замдиректора Moran Security Group Вадима Гусева и кадровика организации Евгения Сидорова.

В Госдуму уже дважды вносились проекты соответствующих федеральных законов: «О частных военных компаниях» депутата Алексея Митрофанова и «О частных военно-охранных компаниях» депутата Геннадия Носовко. Однако они получили отрицательные отзывы профильных ведомств.

Представители ЧВК ссылаются на ст. 9 ФЗ «Об обороне», которая позволяет гражданам «создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны», но против выступают различные силовые структуры.

Преимущество ЧВК заключается, среди прочего, в том, что их услуги обходятся дешевле, чем использование регулярных войск. Во-вторых, привлекая «частников», можно решать довольно щекотливые в политическом плане моменты. В условиях «гибридной войны» ЧВК становятся одним из самых важных инструментов. Они позволяют де-факто осуществлять военное присутствие определенной страны и реализацию ее геополитических интересов там, где де-юре его быть не должно. Наконец, ЧВК — это доходный и востребованный бизнес, констатируют представители отрасли.

Проблемы с законом

В международном праве образовалась «серая зона» вокруг деятельности ЧВК. С одной стороны, они не охватываются Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года; с другой стороны, существующие «Документ Монтрё» (2008 года) и Международный кодекс поведения частных военных компаний (2010 года) не имеют обязательной юридической силы и носят лишь рекомендательный характер.

Вопросами совершенствования международного законодательства в этой сфере на регулярной основе занимается межправительственная рабочая группа Совета по правам человека ООН. Практика задействования частного военного персонала за рубежом большинством членов этой рабочей группы воспринимается как данность, которую уже нельзя загнать под запретительные международные нормы — речь идет об упорядочении такой деятельности.

В ходе этой работы обозначились два основных подхода. Страны с развитым рынком частных военных услуг (США, ЕС, Канада, Австралия) указывают на достаточность для саморегулирования отрасли существующих инструментов, таких как «Документ Монтрё» и Международный кодекс поведения частных охранных компаний (не являются международными договорами и не налагают обязательств правового характера). Предпочтения этой группы стран — сохранение статус-кво, приоритет национального законодательства, двусторонних договоренностей и необязательных норм.

Их оппоненты (страны БРИКС, Алжир, Венесуэла, Египет, Куба, Эквадор и другие) озабочены растущими масштабами использования ЧВК в вооруженных конфликтах и выступают за устранение выявленных «серых зон» в использовании ЧВК.

Решение о создании в России института ЧВК запоздало лет на пятнадцать-двадцать, прокомментировал «Газете.Ru» доклад сооснователь ЧВК OSS Group Борис Чикин.

По его словам, сейчас большинство лоббистов принятия закона о ЧВК рассчитывают получить государственное финансирование. Однако принятие такого закона не даст российским структурам реальной возможности работать за рубежом.

Там работа компаний регламентируется только местным законодательством. Принятие в России специального закона лишь создаст иллюзию контроля этой деятельности со стороны государства.

«Для исполнения каких-либо специальных задач, при необходимости использовать юридическое лицо, достаточно зарегистрировать фирму вне юрисдикции России и закрыть ее по их завершении», — говорит Чикин.

По его мнению, крупные российские частные охранные структуры, желающие работать за границей, могут не ждать, пока государство примет соответствующий закон. Достаточно зарегистрировать свою компанию в той стране, в которой предстоит работать.

Во вторник 23 января широко обсуждаемый проект закона о легализации частных военных компаний (ЧВК) будет направлен в правительство для получения экспертного заключения. Процесс может занять несколько недель. В случае положительного заключения правительства во второй половине февраля проект может быть внесен на рассмотрение Госдумы. О процедуре и предполагаемых сроках прохождения закона «Новой» рассказал заместитель председателя Комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

Емельянов подтвердил «Новой», что текст законопроекта уже готов, но не стал раскрывать базовые принципы документа — по всей видимости, опасаясь активизации противников закона. Как это уже произошло в конце 2014 года, когда Госдума отклонила проект закона «О частных военно-охранных компаниях», внесенный через думский комитет по обороне депутатами Горовцовым, Шеиным, Носовко. Если бы он был принят в начале 2015 года, то российские ЧВК были бы легализованы, и России не пришлось бы делать вид, что в сирийской военной кампании не участвуют вооруженные подразделения, известные как «ЧВК Вагнера».

В 2014 году в пояснительной записке к проекту закона было подчеркнуто, что ЧВК работают более чем в 110 странах мира, при этом в Великобритании, Израиле, ЮАР и Бельгии в 2011—2012 годах произошел резкий рост количества частных военных компаний. Общее же количество ЧВК в мире — несколько сотен, а суммарная численность их сотрудников — более 5 миллионов человек.

Несмотря на то, что в России до сих пор нет правовой базы, регулирующей деятельность военных компаний, российские ЧВК работают на мировом рынке военно-охранных услуг с середины 90-х годов.

Опрошенные «Новой» эксперты оценили «емкость» российского рынка кадров, посчитав, что в разные годы в российских и иностранных ЧВК работали более ста тысяч россиян.

— Россия — хорошая кузница кадров для военных компаний, — заявил один из наших экспертов. — Вот конкретный пример. Только в России сейчас живут более 3,5 тысячи наших соотечественников, отслуживших во французском Иностранном легионе, а тех, кто получил французское гражданство и остался на Западе, — в разы больше

— Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов, прошедших превосходную подготовку, — такую оценку дал еще один мой собеседник, работающий на мировом рынке военных услуг с конца прошлого века.

Но все российские ЧВК, оказывающие военно-охранные услуги за пределами страны, в России пока остаются на полулегальном положении, и над бойцами этих структур постоянно висит дамоклов меч привлечения к уголовной ответственности по статье 359 УК («Наемничество»).

Наемники по-российски

«Новая» уже рассказывала, как в октябре 2013 года сразу 267 россиян одномоментно могли получить тюремные сроки за наемничество. Напомню, зарегистрированная в Гонконге и работающая в Москве компания Slavonic Corps Limited («Славянский корпус») рекрутировала 267 добровольцев по контракту с министерством нефти и минеральных ресурсов Сирии для охраны «объектов добычи, транспортировки и переработки нефти». И только добравшись до Сирии, люди узнали, что эти объекты еще предстояло отбить у боевиков.

17 октября 2013 года в провинции Хомс «Славянский корпус» попал в засаду. Бойцы рассредоточились, заняли круговую оборону, даже успели окопаться и несколько часов отбивались от яростной атаки нескольких тысяч боевиков. После боя выяснилось, что один из добровольцев потерял планшет с документами, и боевики раструбили на весь мир о том, что в Сирии воюют русские.

«Славянский корпус» экстренно вывезли в Россию. Два самолета, которые приземлились во Внуково, окружили бойцы спецподразделения ФСБ «Альфа», всех добровольцев задержали. Так появилось 267 ДОУ — «дел оперативного учета» — с копиями личных документов и с объяснительными каждого из добровольцев. 265 человек отпустили, ограничившись профилактическими беседами. А для руководителей «Славянского корпуса» Вадима Гусева и Евгения Сидорова «контакт» с ФСБ завершился уголовными делами, приговорами и реальными сроками по статье 359 УК.

Но и для тех, кого отпустили по домам без уголовных дел, «контакт» с ФСБ не прошел бесследно. Возможно, это случайное совпадение, но о добровольцах вспомнили летом 2014 года. И почти все они оказались в учебном центре, развернутом близ хутора Молькино Краснодарского края. Вскоре их перебросили на Донбасс. Да, были и такие, кто хотел отказаться от этого сомнительного вояжа, но «добрые люди» напомнили им о судьбах Гусева с Сидоровым и о «явках с повинной», собственноручно написанных после возращения из Сирии.

Когда же началась операция ВКС России в Сирии, многих «добровольцев» перебросили из Донбасса на Ближний Восток, где они стали основным костяком вооруженных формирований, которые в России получили название «ЧВК Вагнера».

Как министр обороны обиделся на «повара»

В Сирии воевало несколько тысяч бойцов «ЧВК Вагнера». Воевали в составе четырех разведывательно-штурмовых бригад, артдивизиона, танковой роты, диверсионно-разведывательной, инженерно-саперной рот, роты связи, штабных и вспомогательных подразделений.

Финансирование бойцов осуществляется через российское ООО «Евро Полис», которое, как писала «Фонтанка» еще в июне 2017 года, якобы аффилирована с известным петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, которого в околокремлевских кругах называют не иначе как «поваром».

Боевой техникой, оружием и боеприпасами «ЧВК Вагнера» обеспечивает Министерство обороны. Боевые задачи вагнеровцам также ставили офицеры и генералы военного ведомства России. Они же осуществляли координацию взаимодействия «частников» с авиацией и подразделениями сирийской армии.

После освобождения Пальмиры, где решающую роль сыграли именно вагнеровцы, министр обороны Сергей Шойгу доложил Верховному главнокомандующему президенту России об успехе. Но оказалось, что Сергея Шойгу опередил Евгений Пригожин — Путин уже был в курсе подробностей освобождения древнего города.

9 декабря 2015 года министр обороны получил еще один «удар» от «повара». В этот день в Георгиевском зале Кремля прошел торжественный прием, посвященный чествованию Героев России. Среди приглашенных оказался и Дмитрий Валерьевич Уткин — руководитель «ЧВК Вагнера». А вместе с ним — как минимум трое ближайших его сподвижников. Причем, как нам рассказали сразу несколько источников, в военном ведомстве вообще не знали о приглашении «вагнеровцев» в Кремль.

Возможно, это случайное совпадение, но после приема в Кремле, у «ЧВК Вагнера» в Сирии начались серьезные проблемы: у них отобрали тяжелую технику, начались перебои со снабжением оружием и боеприпасами. По сведениям, полученным сразу из нескольких источников, лишь минувшей осенью, перед началом наступления на Дейр-эз-Зор, снабжение нормализовалось. Вернули и технику.

Кто оставил ФСБ без частной армии?

Как уверяют наши источники, в 2014 году закон о ЧВК не был принят, потому что против него работали лоббисты Минобороны. Дело в том, что функциями лицензирования и контроля над деятельностью ЧВК предполагалось наделить ФСБ.

Именно ФСБ должна была регистрировать ЧВК и отслеживать работу компаний как на территории России, так и за рубежом. Проектом закона чекистам поручалось создание и ведение единой информационной системы, в которой должны были отражаться номера лицензий, выданных ЧВК, и подробные сведения о ведении деятельности военных компаний.

Законопроект не понравился не только генералитету Министерства обороны — у него тогда оказалось много противников и в администрации президента, и в правительстве, — у всех, кто опасался появления у и без того всесильной ФСБ еще и подконтрольной ей частной армии, численностью в несколько сот тысяч хорошо подготовленных, обученных и превосходно вооруженных бойцов.

В новом же законопроекте, который во вторник будет направлен в правительство, функции лицензирования и контроля над ЧВК предлагается передать Министерству обороны. Более того, экс-главком Военно-космических сил, а ныне глава комитета по обороне Совета Федерации Виктор Бондарев озвучил идею, которая витает во многих кабинетах военного министерства. Бондарев заявил РИА «Новости», что если в правовом поле России появятся ЧВК, они должны быть встроены в вертикальную военную систему и подчиняться Минобороны — только в этом случае ЧВК якобы смогут стать реальной помощью регулярным войскам.

Закон будет работать только в России

Опрошенные нами эксперты скептически оценили предложение главы комитета по обороне Совета Федерации.

— Генерал Бондарев просто не понимает сути ЧВК, — сказал один из наших собеседников. — Его представление о ЧВК базируется на сирийском опыте привлечения к участию в боевых действиях «частников». А это в корне неправильно. Главная задача закона о ЧВК, кроме защиты бойцов от уголовного преследования за наемничество, — это допуск российских компаний к рынку военно-охранных услуг, заказчиком которых выступают или государство, или государственные корпорации. Речь, прежде всего, о вооруженной охране объектов и персонала российских компаний, работающих за рубежом.

Уже сегодня такие госкорпорации, как Газпром, Росатом, Роснефть, РЖД, имеющие контракты на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, для охраны строек, месторождений, перевозок привлекают структуры, которые по своей сути представляют собой частные военные компании.

— Это общемировая практика. В том же Китае у всех ЧВК только один заказчик — государство. В США львиную долю заказов ЧВК получают от Госдепа, ЦРУ или минобороны. И только в России и государство, и госкомпании вынуждены придумывать какие-то обходные пути, не называя вещи своими именами.

Говоря об абсурдности интегрирования ЧВК в вертикаль военного ведомства, другой из моих собеседников привел такой пример.

— Допустим, Роснефть заключит с российской ЧВК контракт на охрану скважин. И что будет означать появление в Африке вооруженной компании, «встроенной в структуру» военного ведомства России? На языке международного права это будет означать военное вторжение.

— Нельзя игнорировать такой существенный фактор деятельности ЧВК, как законодательство «страны пребывания», — напомнил еще один собеседник.

— Российский закон о ЧВК даже после принятия не будет иметь никакой юридической силы на том же Ближнем Востоке или в Африке. Любая российская ЧВК, оказывая военно-охранные услуги за пределами России, руководствуется и будет руководствоваться законами именно той страны, в которой работает.

Правда, тут мой собеседник сделал поправку: «Если, конечно, речь не идет о «специфических» операциях, когда в случае успеха — все молодцы, а вот за провал будут отвечать только непосредственные участники. И привел конкретный пример спецоперации, которая была подготовлена, но в последний момент отменена.

«Специфическая» операция

6 марта 2008 года в Бангкоке таиландская полиция задержала россиянина Виктора Бута, которого США обвинили в поставках оружия колумбийской радикальной организации ФАРК. Больше двух лет адвокаты Бута пытались добиться его освобождения из тайской тюрьмы.

А осенью 2010 года одна из российских компаний, оказывающих военно-охранные услуги, получила заказ на похищение Бута.

Пикет у Генконсульства США в Петербурге с требованием к президенту США освободить Виктора Бута, подозреваемого в контрабанде оружием, в Россию. Фото: ТАСС / Интерпресс / Замир Усманов

Был установлен «контакт» с сотрудниками тюрьмы, которые должны были организовать вывоз Бута на судебное заседание по заранее оговоренному маршруту. В ходе поездки в одном из районов Бангкока местные жители должны были начать перестрелку друг с другом (холостыми патронами), а сопровождавшие россиянина охранники (уже получившие вознаграждение) — попрятаться. В суматохе заключенного планировали «изъять» из автозака и доставить загород, где уже ждал частный самолет, который должен был вывезти Бута из страны.

Но буквально за несколько дней до начала операции кто-то из заказчиков решил предупредить сотрудников посольства России в Таиланде, чтобы они в этот день не совались в тюрьму. Российские дипломаты заартачились, возможно, даже предупредили тайцев о готовящемся побеге. Все пришлось отменить, а участников, задействованных в подготовке «мероприятия», экстренно эвакуировать из Таиланда.

Кто ждет закон о ЧВК?

Очевидно, что катализатором дискуссии о необходимости форсирования принятия закона о ЧВК стало именно участие «вагнеровцев» в сирийской военной компании. Но «ЧВК Вагнера» — это, по разным оценкам, от 7 до 10 тысяч человек, при этом, напомню, потенциально Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов. Даже сегодня количество россиян, уже задействованных в предоставлении военно-охранных услуг, сопоставимо с количеством участников боевых действий в Сирии.

Российские компании, оказывающие военно-охранные услуги, как правило, работают по субподрядам от американских и британских ЧВК. Самые известные — «Центр-антитеррор», «Тигр Топ-рент Секьюрити», «Редут-антитеррор» «Рускорп», «Форт Дефенс Групп». Более всего услуги российских компаний востребованы в Ираке и Афганистане.

Другая важная деятельности отечественных охранных предприятий — обеспечение безопасности судоходства в пиратоопасных районах мирового океана. В этой сфере работают VST, Muse Group, Moran Security Group.

Все эти ЧВК, готовые легализоваться в случае принятия соответствующего закона, можно условно разделить на две большие группы — «конторские» и «армейские».

«Конторские» — компании, организованные выходцами из ФСБ, служившими в подразделениях «Альфа» и «Вымпел». «Армейские» — созданы отставными офицерами ГРУ или ВДВ.

(К слову, большинство российских ЧОПов — охранные предприятия, созданные отставными офицерами МВД, им закон о ЧВК не нужен.)

В условиях правового вакуума практически все перечисленные компании — российские только по базированию головных офисов и «трудовым коллективам», а по правовой форме — структуры, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. С другой стороны, этот же законодательный вакуум позволяет ЧВК работать на любого заказчика, а не только на Российскую Федерацию, и избегать любого пристального внимания отечественных силовых структур и спецслужб. Так что, вполне вероятно, что часть российских военных компаний из тени выходить не захотят.

Проблему неопределенного правового статуса российских граждан, фактически служащих в частных военных компаниях (ЧВК), уже невозможно игнорировать. Последней каплей стала трагедия под Дейр-эз-Зором, где 7 февраля погибли «солдаты удачи» из России. Отказ государства признать их «своими» льет воду на мельницу как внешних, так и внутренних оппонентов Кремля.

Недаром в Госдуме вновь подняли вопрос о государственном регулировании деятельности ЧВК. «Актуальность, которую обозначил министр иностранных дел Лавров про частные военные компании, требует государственного подхода, рассмотрения, потому что это уже является реальностью», — заявил 14 февраля глава комитета по обороне Владимир Шаманов.

До сих пор складывалось впечатление, что обе стороны конфликта под Дейр-эз-Зором — Россия и США, тянули время, не желая подтвердить факт смертельной атаки американцев на подразделения т.н. «ЧВК Вагнера». Так, глава Пентагона Джеймс Мэттис минувшей ночью заявил, что ему не поступала информация о гибели в Сирии российских «контрактников».

Российский МИД также не давал никакой конкретики. Там заявили, что проверяют информацию о пострадавших в ходе авиаудара американской коалиции выходцах из СНГ. По данным «Коммерсанта», отряд ЧВК, подвергшийся обстрелу, насчитывал порядка 600 человек, вооруженных стрелковым оружием, а также артиллерией и танками.

Между тем, о гибели россиян 7 февраля написали ведущие мировые СМИ. The New York Times назвала конкретные фамилии погибших: Кирилл Ананьев, Владимир Логинов, Игорь Косотуров и Станислав Матвеев . Агентство Bloomberg написало о гибели 200 «солдат удачи». Видеозапись одного из авиаударов американской коалиции опубликовала CNN.

Ранее о деталях бойни под Дейр-эз-Зором со слов очевидцев писал телеграм-канал WarGonzo. Артиллерия не смогла поддержать «вагнеровцев», так как была выведена из строя боевыми дронами американцев. «После артобстрела по остаткам колонны прошлись из вертолетов. Средств ПВО даже ручных не было. Немногие выжившие подтверждают — над окопами противника висели американские флаги», — сообщили на условиях анонимности участники боя.

Диссонансом между неофициальной информацией о потерях и официальной позицией государства поспешили воспользоваться оппоненты Кремля. Так, кандидат в президенты РФ Григорий Явлинский потребовал от Владимира Путина «отчитаться о массовой гибели россиян в Сирии». «Заявления о непричастности государства к деятельности частных военных структур напоминают о том, как власти снимали с себя ответственность за гибель российских военных отправленных на войну в Чечню и Донбасс», — бьет наотмашь лидер «Яблока».

Пресса также не щадит действующего президента. По словам экс-главы Союза журналистов России Игоря Яковенко, сотрудники «ЧВК Вагнера» это те же «российские военные, которых Путин маскирует под «частников». «Их «героизм» почему-то никак не отмечен. Вероятность того, что кому-то из них будет присвоено звание Героя России, равна нулю… Можно гарантировать, что никто в студии Соловьева не предложит почтить их память», — пишет Яковенко.

На официальном признании статуса бойцов ЧВК настаивают, в частности, ополченцы Донбасса. «Солдаты ЧВК это солдаты России. Это воины государства… Если государство отказывается защищать, признавать своих солдат, то такое государство долго не простоит… Государство не вправе замалчивать их трагическую гибель и масштаб военной катастрофы. Ибо спустив с рук америкосам гибель наших парней сейчас, мы получим нападение пиндосов уже на саму Россию», — такие мнения можно встретить в сети.

О том, какие задачи должны выполнять российские ЧВК «СП» рассказал заместитель президента по информационной политике Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков .

— Пока есть сомнения в данных о погибших. Одни источники утверждают, что потерь не было вообще, другие говорят о двух сотнях бойцов, третьи называют цифру до шестисот человек. Официальных подтверждений нет.

«СП»: — К сожалению, в гибели Кирилла Ананьева сомнений нет, наши источники надежны…

— Да, в прессе называется эта и несколько других конкретных фамилий. Но, говоря о наших потерях, мы должны понимать, что потери американцев в Сирии тоже заметны, в том числе среди офицеров. Это десятки человек.

«СП»: — От этого нам в России не легче. Следует, видимо, задуматься о полноценном признании ЧВК…

— Сегодня основной формой войны является «гибридная война». Такие войны часто ведутся силами иррегулярных формирований, без включения регулярных вооруженных сил и без официального вступления в войну. Поэтому ЧВК являются очень удобным инструментом ведения таких войн. Однако надо понимать, что ЧВК не должна выполнять задачи линейной пехоты.

В круг задач ЧВК должны входить: оказание консультационных услуг войскам, с которыми они взаимодействуют, выполнение функций посредника между регулярными войсками или госорганами страны-куратора и иррегулярными формированиями, обеспечение транзита вооружений, доставка материально-технических средств и финансов в эти иррегулярные формирования и руководство боевыми действиями, которые они ведут.

Кроме того, ЧВК могут использоваться в качестве ядра тех сил, которые ведут линейный бой. Например, линейная пехота есть, она действует, но не надежна. Вот тогда ЧВК решают задачи заградотрядов, либо оказывают ей «моральную поддержку». Сейчас в мире распространена именно такая схема действий ЧВК.

«СП»: — А в Сирии?

— Судя по данным из Сирии, наши ЧВК использовались как линейная пехота и это нехорошо. Поскольку это добровольцы, это штучные кадры, исключительно ценные, высокоподготовленные, идейно мотивированные люди и их надо очень беречь. Использовать их в качестве линейной пехоты — это все равно, что забивать гвозди с помощью «айфона».

Мои источники, связанные с сообществом добровольцев Донбасса, считают, что сегодня компании типа «ЧВК Вагнера» используют бойцов так, как будто хотят их уничтожить. Такие люди понимают, где добро, где зло, и в случае обострения ситуации в стране могут стать центром консолидации сопротивления. Поэтому их бросают первыми в бой, как пехоту.

Я тоже считаю, что это вполне реально.

«СП»: — Звучит чудовищно… Какими могут быть последствия такого «использования»?

— Если потери в Сирии действительно окажутся большими, то это серьезно ударит по власти. Напомню, что именно необоснованные потери и провалы Русско-японской войны вызвали в свое время революцию 1905 года, а потери и провалы Первой мировой войны привели к революции 1917 года. Сейчас чувствительность общества к жертвам нивелировалась и поэтому даже сравнительно небольшие потери могут стать детонатором…

Тем более что силы, ориентированные на взрыв ситуации в России, этому будут способствовать. Мы уже сейчас видим, как активно они распространяют информацию из Сирии.

«СП»: — Нужно ли, по-вашему, зафиксировать цели использования ЧВК и защитить права их бойцов на законодательном уровне?

— Существуют правила охраны труда, которые обычные предприниматели обязаны соблюдать. Наверное, в сфере ЧВК тоже должно что-то такое быть.

— Отсутствие подтвержденной информации о случившемся под Дейр-эз-Зором объясняется, прежде всего, неопределенностью статуса «ЧВК Вагнера» в Сирии, — напоминает главный редактор портала chvk . info Евгений Берсенев . — Эта неопределенность в свою очередь вызвана правовым вакуумом с ЧВК.

«СП»: — В ряде западных, украинских и российских либеральных СМИ уже появились материалы, суть которых заключается в том, что погибшие бойцы «попытались отжать» нефтяной завод CONOCO , находящийся в провинции Дэйр-эз-Зор и контролируемый курдскими формированиями…

— Даже если это и так (что подтверждается далеко не всеми заслуживающими доверия источниками), то отнятие у противника экономической инфраструктуры — вещь вполне закономерная в условиях конфликта. Курдские формирования (контролируемые США) в данном регионе являются дестабилизирующим фактором — как для Дамаска, так и для Турции, кстати.

Другое дело, что подобные серьезные атаки должны тщательно планироваться, чтобы они не заканчивались так, как это случилось в данном случае. А для этого требуются согласованные действия с привлечением ресурсов армии, разведки и т. д. Ясно, что здесь этого не наблюдалось, что дало повод некоторым украинским ресурсам позлорадствовать, что, мол, «Россия утилизирует в Сирии пассионарный элемент» и выпустить фейки о «бегстве наемников из Сирии».

«СП»: А как это выглядит на Западе, где ЧВК появились и действуют уже давно?

— Если взять опыт англосаксов, то в руководстве и контролирующих структурах их ЧВК часто присутствуют отставные военные и политики, сохраняющие неформальные связи с действующим политическим руководством и военным командованием. И поэтому они действуют абсолютно согласованно. У нас пока мы можем видеть продолжающиеся споры «кремлевских башен», ссоры приближенных особ и прочие, не способствующие конструктивному характеру явления.

Из-за этих политических передряг мы имеем немалое (сколько бы их ни оказалось — ясно, что было много) количество погибших отличных бойцов, очевидный информационный проигрыш и большие политико-имиджевые потери. А главное, горе родных и близких павших. Поэтому следует активизировать работу над законом о ЧВК, дабы исключить для ребят статус «ихтамнетов».

«СП»: — Понимание, что добровольцы, пусть и на зарплате, защищают интересы страны приходит медленно…

— Наш солдат, даже в статусе сотрудника ЧВК, останется воином России. Опыт и настрой наших знаменитых «солдат удачи» (Олега Валецкого, Игоря Коваля и других) в этом убеждает. Можно напомнить, что ребята из «ЧВК Вагнера» совместно с сирийскими военными провели операцию возмездия за гибель летчика Романа Филипова . Это говорит, что каких-то внутренних противоречий у кадровых российских военных и «вагнеровцев» в Сирии нет. Дело в политических дрязгах, которые в данном случае просто вредны.

Своим взглядом на проблемы ЧВК с «СП» поделился один из разработчиков соответствующего законопроекта директор Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктор Ананьев .

— Специалисты нашего института были авторами последних двух редакций законопроекта о ЧВК. Их вносил депутат Госдумы Геннадий Носовко (законопроект принят не был — авт. ). Он был грамотно сделан, но стоял вопрос о политической воле. Не все понимали, что закон о ЧВК, предполагает создание подразделений, вписанных в интересы безопасности государства. Это просто форма реализации государственных интересов, не больше.

Кроме того, мы подготовили модельный закон о частной военно-охранной деятельности для ОДКБ. Он был опубликован в «Парламентской газете». Этот закон служит примером странам-участницам договора с целью унификации терминологии, подходов и т. п. Модельный закон рекомендуется для имплементации законодательным органам государств, входящих в эту структуру. Это делается для улучшения взаимодействия.

«СП»: — Что можно сказать о применении такого инструмента как ЧВК в Сирии?

— Сейчас, когда боевики ИГИЛ* потеснены и в организованной форме находятся в основном в Идлибе, встает вопрос о восстановлении экономики Сирии и одновременно о том, кто будет охранять тех, кто будет восстанавливать арабскую республику. Сирийское правительство, обладая вооруженными силами, тем не менее, не имеет возможности обеспечить безопасность иностранных специалистов.

«СП»: — А как вам на эту роль российская военная полиция?

— Это был хороший опыт. Батальоны военной полиции прекрасно показали себя и в Алеппо, и в Идлибе и в других местах. Но это государственные военизированные формирования! И поэтому государство несет ответственность за это. Но кто будет защищать бизнес?

Такая форма, как ЧВК, существуют более 50 лет. Общий объем этого мирового рынка достигает 150−200 млрд. долларов в год. Такие страны как США, Англия, Франция, Китай имеют подобные подразделения, а в России считают, что это наемники. Хотя существует протокол Женевской конвенции, где четко прописаны пять признаков наемничества!

«СП»: — Предположу, что вопрос создания ЧВК беспокоит корпорацию военных…

— В нашем проекте закона указано, что ЧВК охраняют объекты Минобороны, они не пересекаются с частными охранными организациями и не являются их конкурентами. А за рубежом ЧВК выполняют задачи, поставленные правительством России. То есть, ЧВК должны быть вписаны в мобилизационные планы, иметь центры подготовки.

Кроме того, существует серьезная социальная задача. Она связана с тем, что около 15% населения — это социально активные люди. Те, кто снял погоны, хотят заняться какой-то деятельностью. Им нужен выбор, куда идти: в Росгвардию, полицию, в бандиты или в ЧВК. Им нужна самореализация.

«СП»: — Какие еще резоны есть в легализации ЧВК?

— К числу достоинств ЧВК можно отнести то, что они расширяют возможности государства в обеспечении безопасности за рубежом. Причем, выполняют только те положения договоров, которые заключены официально. И только в этих случаях имеют право применять оружие. Это не какие-то вольные стрелки, которым нечего делать или хочется заработать!

К слову, довольно многочисленную российскую собственность за рубежом часто охраняют иностранные ЧВК за наши, российские, деньги. Поэтому пора легализовать ЧВК в России. Взять их под жесткий контроль государства и активно использовать для решения задач безопасности России.

* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.

Подпишитесь на нас