Меню

Педагогический мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию фгос. Педагогическая диагностика детей по фгос до Скачать мониторинг в доу соответствии с фгос

Кошки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагогический мониторинг в дошкольной организации: Подготовила методист Дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 402 Морозова Е.А.

Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя? Интерпретации текста ФГОС ДО управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!»

Первые законодательные документы, в которых упоминается о мониторинге. Национальный стандарта РФ, дата вступления в силу с 1 июня 2007 года: обоснована необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения, описаны элементы этой системы: направления деятельности, подвергающиеся регулярной экспертизе, субъекты, принимающие участие в оценочных процедурах, методы, позволяющие получить наиболее полную информацию об объекте изучения. о пределено значение процедур мониторинга для обеспечения качества деятельности образовательного учреждения, раскрыты требования к разработке и проведению процесса мониторинга, выделены направления мониторинга.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р) при создании программы были учтены Положения Национального стандарта особо отмечена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, важность обеспечения условий для создания и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех его уровнях обеспечение условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.

Основанием разработки системы мониторинга в детском саду становятся Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В документе говорится о необходимости создания системы оценки достижения детьми планируемых результатов, и раскрываются требования к этой системе (комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, выявление динамики достижений детей, описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга).

Вышеназванный документ послужил основанием для разработки мониторинга образовательного процесса ДОУ, что и стали делать педагоги детских садов (поначалу с большим трудом, потому что такого опыта в практике дошкольного образования в России (и СССР тоже) не было). За три года реализации ФГТ педагогам стало немного понятнее, зачем и как проводить мониторинг. Но… был принят ФГОС ДО, и проблемы начались снова. Противоречивость текста стандарта о педагогическом мониторинге привела к разному пониманию необходимости проведения мониторинга в ДОУ.

ФГОС дошкольного образования: с одной стороны в Общих положениях, п.1.7. заявлено, что «Стандарт является основой для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4); что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Вышеприведенный текст свидетельствует о возможности проведения мониторинга.

ФГОС дошкольного образования: с другой стороны « Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей). Эти формулировки ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.

Таким образом, текст ФГОС ДО вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?

ФГОС дошкольного образования: о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной программы и условий ее реализации « построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей », «… с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)», « учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей», « ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, «учитывающего социальную ситуацию его развития », « построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей »… Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС ДО станет просто невозможно!

Закон «Об образовании в РФ» В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения . Из текста Закона следует, что мониторинг осуществляют как организации, созданные специально для оценки качества образования (внешний мониторинг), так и непосредственно образовательные организации, проводящие самообследование по заданным федеральными органами исполнительной власти показателям, а также обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования .

Закон «Об образовании в РФ» Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ! МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!

Мониторинг и диагностика это… Понятия тождественные, означают практически одно и то же. Понятие мониторинг шире и включает в себя диагностику. Это совершенно разные понятия и сравнивать их нельзя.

Периодичность мониторинга устанавливается Образовательным учреждением Министерством образования Департаментом образования Комитетом по вопросам образования

В процессе мониторинга оцениваются: Интегративные качества Знания, умения и навыки Знания детей

Мониторинг и диагностика - одно и то же или это разные понятия? Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Образовательный мониторинг направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы, на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы, на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО). Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада, предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей. Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.

Этапы мониторинга сбор информации, анализ полученной информации и принятие решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации, т.е диагностика - это первый этап мониторинга; а если посерьезнее выбрать слова,то так: мониторинг – процесс слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в ДОО, в целях оптимального выбора задач, средств и путей их решения. Мониторинг позволяет отследить результативность программ, направлений деятельности педагогов за определенный период по заранее разработанным критериям, показателям, уровням. Мониторинг всегда предполагает сопоставление результатов первичной и итоговой диагностики.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие « реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Алгоритм действия при наблюдении Определение цели и задач Определение группы детей для изучения Определение ситуации наблюдения Способ фиксации результатов наблюдения

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий Определите цели и задачи наблюдения Определите 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой играл в тот момент Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов. Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.

Педагогическая диагностика Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования. В частности в программах: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Вераксы Н.Е.), «ИСТОКИ» (под ред Л.А. Парамоновой)

Оценка индивидуального развития детей Результаты используются только для: оптимизации образовательной работы с группой дошкольников для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Родители (законные представители) воспитанников ИМЕЮТ ПРАВО знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических), давать согласие или отказаться на проведение таких обследований или участие в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Диагностика и Мониторинг (Отличаются параметрами) - Знания - Умения - Навыки Уровень освоения программы (Статические наблюдения) Процесс отслеживается в динамике Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки

диагностика мониторинг контроль результата контроль процесса

Структура мониторинга ОБЪЕКТ СБОР ИНФОРМАЦИИ ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Процедура проведения мониторинга Определение цели Обозначение критериев Подбор методов Анализ информации Проектирование работы с детьми

Методы проведения мониторинга Высокоорганизованные Тесты Стандартизированные задания Проектные методы (проводят только специалисты! В специально организованной обстановке) Низкоорганизованные Наблюдения Беседы Анализ продуктов детской деятельности (проводят воспитатели, в обычной обстановке)

Периодичность проведения мониторинга определяется самим образовательным учреждением и прописывается в положении о внутреннем мониторинге, там же определены цели и задачи, направления, инструментарий и методы.

первичная промежуточная итоговая диагностика диагностика диагностика ВЫЯВЛЕНИЕ СТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Таким образом, Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика – активное тестирование. Соответственно, первый вид изучения потенциально безопасен для объекта, а второй может навредить. Диагностика призвана выявить те недостатки, которые лежат на поверхности. Мониторинг позволяет глубже проникнуть в проблему и понять природу её появления. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале, середине и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой: наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Мониторинг позволяет оценить организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саде.

Задача диагностики: Задача мониторинга: выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности выявление педагогической эффективности работы ДОО

Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики Процесс обследования должен выглядеть естественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной для него среде. Необходимо активно использовать игровые ситуации в организации диагностики, любые ситуации взаимодействия с ребенком в педагогическом процессе и обычные для воспитанника виды деятельности, деликатно переводя разговор на интересующее Вас содержание. Ваши дети отличаются друг от друга, а это требует индивидуального подхода к ним в организации диагностики, учета индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка в ходе диагностического взаимодействия. В ходе беседы педагог демонстрирует ребенку культуру общения, обращается нему по имени, с уважением, используя такие обороты, как «Маша, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что значит быть здоровым?»; «Никита, подумай и ответь мне, пожалуйста, какие правила поведения на улице тебе знакомы?»; «Спасибо! Ты дал полный ответ» и т.д.

Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики С опорой на наглядность ребенку легче ориентироваться в содержании беседы, понять вопрос, поэтому использование в ходе обследования наглядных средств необходимо, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста Следует помнить, что если ребенок отказывается общаться с Вами в тот или иной момент, хочет побыть один или поиграть с другими детьми, отдохнуть, разрядиться после занятий, то не стоит делать поспешных выводов об его особенностях, представление о развитии ребенка складывается из множества частных оценок (наблюдение проходит в течение двух недель) оценка уровня развития исходит из личности ребенка, сравнивать результаты диагностики можно только с собственными результатами развития ребенка, в процессе диагностики идет сравнение с нормой и динамикой

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре), состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/), анализ коррекции речевых нарушений (проводит учитель-логопед); развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)

Оценка индивидуального развития детей Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Назначение Оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования Выявление и изучение индивидуально ‑ психологических особенностей детей (используется при необходимости) Кто проводит Педагогический работник Квалифицированный специалист Использование полученных результатов Исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей Для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей Участие ребёнка Свободное Допускается только с согласия родителей

Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения родителей с целью выработки единой общей стратегии преодоления обнаруженных проблем


Мониторинг образовательного процесса в ДОУ.

В культурно-исторической концепции Л.С.Выготского понятие «возраста» основывается на ряде представлений, в том числе на представлении о социальной ситуации развития. Исходя из определения социальной ситуации развития как «особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», необходимо вести речь об относительном характере социального портрета ребенка дошкольного возраста. Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, будут влиять ина представление о том, каким общество и государство «видит» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией России дошкольное образование.

Результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ включают в себя:

    промежуточную оценку как описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими основной общеобразовательной программы;

    итоговую оценку при выпуске ребенка из ДОУ в школу, которая включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы , позволяет осу-ществлять оценку динамики достижений детей.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллекту-альные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребен-ком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных ме-тодик нетестового типа и критериально-ориентированного тестирова-ния и др. Всистеме мониторинга сочетаются низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализо-ванные методы (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.), обеспе-чивающие объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения планируемых про-межуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Необхоимо отметить, что в групах с детьми раннего возраста целесообразно использовать диагностику нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни (К.Л. Печоры и Г.В. Пантюхиной).

Мониторинг достижения итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника составляется педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов и тесно связан с содержанием основной общеобразовательной программы учреждения.

Предлагаемые ниже 2 вида таблиц по каждой возрастной группе (мониторинг интегративных качеств личности и мониторинг образовательного процесса) разработаны Н.В. Верещагиной с целью оперативного отслеживания формирования интегративных качеств личности маленького человека по результатам образовательной деятельности и с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с детьми 1,5-7 лет с нормальным и нарушенным развитием.

Это достигается путем использования общепринятых критериев и уровневым подходом к оценке личности и достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка». Количественная характеристика баллов представлена в приложении к мониторингу каждого вида.

Таблицы мониторинга интегративных качеств и результатов образовательного процесса заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики.

Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

    Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей.

    Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и результатов освоения детьми ООП ДОУ.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств и результатов освоения Программы в каждой конкретной группе, т.е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка . Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов детей данного возраста).

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных качеств личности детей обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого ребенка в соответствии с ФГТ.

Образцы таблиц мониторинга:

По итогам мониторинга на каждого воспитанника составляется карта индивидуального образовательного маршрута , где определяются цели и задачи образовательной работы по формированию тех интегративных качеств личности, а также умений и навыков по тем разделамООП ДОУ, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. Например: в соответствии с низкими показателями по интегративному качеству «Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», а также в зависимости от поведения ребенка указывается следующее:«Затрудняется изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации, реагирует агрессивно при возникающих конфликтах, не умеет договариваться со сверстниками, отрицательно относится к замечаниям взрослого» и т.п.

В графе «Используемые технологии и методики» указываются методические материалы (литература, дидактические пособия и игры), которые используются педагогами в своей работе.

Заполнение графы «Ожидаемые результаты» включает составляющие компоненты тех интегративных качеств, умений и навыков детей, при мониторинге которых были получены наиболее низкие показатели. Например: «Адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, конструктивных способов взаимодействия с детьми и со взрослыми». Эту графу предпочтительно начинать с существительного, образованного от глагола, указанного в критериях мониторинга.

Графа «Примерные сроки достижения результатов» заполняется в зависимости от уровня развития ребенка сроком на 1 год.

При осуществлении повторного мониторинга в мае учебного года заполняется последняя графа «Критерии оценки эффективности проведенной работы», гдекратко описывается то, чего ребенок смог достичь за данный промежуток времени в результате проведенной педагогической работы. Например: «Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей» и т.д.

Неля Сорока
Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования

Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития . Педагоги задаются вопросами : что теперь измеряем? для чего? что нам это даст? в чём отличия в требованиях современного мониторинга от того , что мы делали ещё совсем недавно? а, может вовсе и не нужна больше диагностика? Она же теперь является не обязательной?

Из требований к мониторингу с позиции ФГОС дошкольного образования :

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленным на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с поставленными целями.

Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.

Таким образом , сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его личности.

Одно принципиальное ограничение : никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих манипуляций над детьми быть не должно. В закон «Об образовании » была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников .

В Стандарте дошкольного образования четко прописано , что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.

Мониторинг описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников.

При проведении мониторинга мы учитываем принципы его организации, представленные на слайде.

Сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе;

От зоны актуального развития - до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребёнок сегодня способен делать самостоятельно, а что – при некоторой поддержке взрослого);

Открытость, прозрачность процедуры оценки развития личности ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса );

Сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребёнка, но и с его собственными достижениями, полученными ранее;

Прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);

Экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним» ).

Наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга является включение первичной диагностики в начале учебного года, при которой выявляются стартовые условия, определяются достижения ребенка, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В середине года проводится промежуточная диагностика. Она проводится выборочно - с теми детьми, у которых проявляются проблемы развития. Целью такой диагностики является оценка правильности выбранной стратегии образования , выявление динамики развития ребенка. По результатам диагностики воспитатели, при необходимости, могут внести коррективы в педагогический процесс.

В конце учебного года проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.

На сегодняшний день в дошкольном образовании существует практика реализации технологий образовательного мониторинга .

Основной проблемой при организации мониторинга в детском саду является преобладание исследовательской функции в ущерб проектировочной.

В результате педагогическая диагностика становится все более объемной и сложной как для проведения, так и для оценки результатов. Такая диагностика обречена на неуспех, снижает возможность реальной индивидуализации образовательного процесса . Поэтому мы определили наиболее значимые критерии и индикаторы, по которым можно зафиксировать степень их проявления.

Оптимизация педагогической диагностики становится возможной, если рассматривать ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности, развитие которого осуществляется в рамках образовательных областей , заданных ФГОС ДО .

Следуя рекомендациям Ольги Викторовны Солнцевой и Светланы Александровны Езоповой, при диагностировании каждой из образовательных областей , мы выделили две группы критериев : эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные критерии выражаются в проявлении положительных эмоций при выполнении детьми деятельности, в проявлении избирательности.

Деятельностно-субъектные критерии связаны с самостоятельностью ребенка в решении проблем, в проявлении инициативности, творчестве и способностью к сотрудничеству со сверстниками.

Данный подход позволяет выйти на составление диагностических карт развития ребенка в пяти образовательных областях и в игре как ведущем виде деятельности.

Перед вами образец одного из критериев педагогической диагностики развития детей в сюжетно-ролевой игре.

Из таблицы видно, что представленные индикаторы позволяют ответить на вопрос о том, каковы индивидуальные особенности и различия в освоении детьми сюжетно-ролевой игры, как идет нарастание у детей самостоятельности, инициативности и творчества.

Хотелось бы подчеркнуть, что закрепление указанных проявлений за возрастной нормой является условным и предназначено для определения отправной точки развития ребенка при освоении образовательной программы и оценке качества динамики развития.

Каждое из проявлений, которое находит отражение в соответствующем индикаторе, может рассматриваться как индивидуальная возрастная норма, которая не требует вмешательства со стороны взрослых. Но может выступать и как проблема, которая служит основанием для индивидуализации педагогического процесса. Это зависит от всей системы факторов развития конкретного ребенка.

Развитие субъектных характеристик ребенка происходит соразмерно возрастным особенностям и индивидуальным потребностям. Так от полной или частичной зависимости от окружающих на стадии поддержки ребенок при ее качественном осуществлении переходит на стадию самостоятельного выполнения действия и последующую стадию творческой реализации. При этом темп перехода ребенка от стадии к стадии, усложнение качества выполнения ребенком того или иного действия будет зависеть от множества различных факторов :

типологических особенностей,

потенциала здоровья,

особенностей психического развития,

качества педагогического сопровождения и т. д.

Поэтому перед педагогом не в коей мере не ставится задача «перетаскивания» ребенка на более высокую стадию. Задача педагога : определить индивидуальную траекторию развития ребенка и создать благоприятные условия, способствующие развитию детей с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных возможностей.

Какие же методы наиболее эффективны для проведения мониторинга ?

Опираясь на опыт работы, педагоги ДОУ отдают предпочтение методу наблюдений за деятельностью детей.

Наблюдение позволяет описать конкретную картинку проявлений развития, предоставляет много живых, интересных факторов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге .

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно :

Определение цели и задач наблюдения.

Определение тематики наблюдения (помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным).

Определение 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.

Выбор ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса .

Выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т. д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта.

Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Не стоит жалеть времени на фиксацию фактов : записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.

Наблюдение может быть целенаправленным и спонтанным.

Спонтанное наблюдение не имеет заранее поставленной цели и его необходимость может быть продиктована яркими и неожиданными реакциями ребенка.

Целенаправленное наблюдение применяют, когда необходимо получить конкретную и объективную информацию об уровне развития той или иной стороны личности ребенка.

Только учет индивидуальности ребенка позволит педагогу планировать работу по индивидуальному маршруту развития малыша.

Поэтому очень важно в ходе наблюдения увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка. При этом под индивидуальностью мы понимаем :

Культуру и своеобразие семьи ;

Возраст ребенка;

Имеющиеся достижения;

Личность и темперамент;

Пол ребенка;

Интересы;

образ «Я»

Оценка становления основных характеристик развития личности ребёнка осуществляется с помощью заполнения педагогами дневников развития.

Дневник развития в нашем случае – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности , интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса .

Дневник развития ребёнка заполняется и анализируется на протяжении четырёх лет дошкольного детства . В дневниках развития родителям предоставляются результаты мониторингового исследования развития детей. Осуществляется это в индивидуально-этичной форме.

Использование дневников развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Включенные в Дневник показатели основных характеристик развития личности ребёнка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время наблюдений за поведением детей в повседневной жизнедеятельности, при решении образовательных задач в свободной деятельности, в ситуациях общения.

В Дневнике педагог отражает сложившийся образ ребёнка , те сведения, которые получены за определённое время наблюдений.

Для заполнения дневника воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. Наблюдаемые проявления развития личности ребенка педагог отмечает в зависимости от возраста малыша и стадии, в которой они проявляются.

На основе полученной «картинки» можно судить не только о зоне актуального развития ребенка, но и зоне его ближайшего развития, если возможности ребенка еще в полной мере не «принадлежат» ему, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.

Дневники развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Применение данного метода дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса .

Дневник развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.

Периодичность проведения оценки развития основных характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса .

Неизменяющийся характер развития основных характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия педагога с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят педагоги-психологи детского сада.

Психологическая диагностика позволяет понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития.

Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) .

Информация, занесённая педагогом в дневники развития детей, обрабатывается , проводится качественный и количественный анализ результатов развития каждого ребёнка и дошкольной группы .

Воспитателем группы в сотрудничестве с педагогом-психологом и старшим воспитателем дошкольного учреждения вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции дальнейшего развития ребёнка-дошкольника .

Таким образом , грамотно выполненный мониторинг развития дошкольников , позволяет :

Отслеживать и повышать качество реализации программы ДОУ;

Выявлять разнообразные факторы риска , прогнозировать предполагаемые результаты и формировать систему профилактики в развитии детей;

Совершенствовать воспитательный процесс дошкольной организации на основе оперативного планирования корректирующих мероприятий по развитию педагогов, детей и их родителей;

Определять дальнейшие цели и задачи, основные направления, содержание и механизмы реализации основ развития и воспитания всех участников образовательного процесса ;

Обеспечивать индивидуальный подход в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника ;

Оптимизировать работу с группой дошкольников .

Образец «Аналитической справки» педагогической диагностики

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № ... ... (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий .
По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:

Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:

Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» - у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Приложение 1

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
... И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
... И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
...И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
... И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
... И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

Таблица. Приложение 2.

Название: Педагогический совет «Система мониторинга образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Доклады, педсоветы, семинары…, Педагогический коллектив ДОУ

Должность: заместитель заведующего по ВМР,
Место работы: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Месторасположение: город Кодинск, Кежемский район, Красноярский край

Система мониторинга образовательного процесса в ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина

Т.е. В осуществлении образовательной деятельности мы ориентируемся на государственный, общественный и личностный заказ. При этом и оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования. И вот здесь подключается еще один нормативный документ – ФГОС ДО. Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Качество дошкольного образования– это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Определить качество образования в образовательной организации или системе образования – значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ , созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в ФГОС ДО .

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.

1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми

3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (неспециалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Функциями оценки качества дошкольного образования являются:

1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.

2.Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.

3.Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».

4.Информационная функция может решать три задачи.

Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной и задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДОУ и школы.

Принципами системы оценки качества образования ДОУ являются:

  • соответствие требованиям ФГОС ДО;
  • принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
  • принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • принцип рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
  • принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.

ВСОКО включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Чтобы разработать ВСОКО нужно ответить на проблемные вопросы

  1. Для чего? С какой целью? С помощью ВСОКО сотрудники и администрация могут выявить сильные и слабые стороны в своей работе и сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения. Оценка позволит изменить профессиональную позицию каждого сотрудника, делая его активным участником совершенствования работы дошкольной организации. Любое улучшение, даже если его осуществление потребует времени и усилий, повысит качество образовательных услуг, оказываемых детям и их семьям, активизирует творческий потенциал сотрудников.
  2. Какие данные? Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса.

С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

— качество образовательного процесса;

— качество условий осуществления образовательной деятельности;

— качество результатов.

ВСОКО в ДОУ– это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.

Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1.Образовательная деятельность.

Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.

2. Развивающая среда.

Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель– дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.

3. Психологический комфорт ребенка.

Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Показатели и индикаторы показателей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к условиям реализации Программы в ДОО по пяти образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие
  1. Следующий проблемный вопрос, на который нам необходимо ответить, это как получить необходимые данные? Существует множество методов сбора информации,

Основными методами оценки являются следующие:

— изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

— анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;

— наблюдение;

— исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;

— анализ планирования, результатов диагностики.

  1. И последний вопрос на который мы с вами отвечаем, как использовать полученные данные?
  • Управленческая мониторинговая группа представляет и распространяет обобщенную информацию для разных категорий пользователей;

Адресность результатов оценки:

— педагогический коллектив ДОУ,

— родители ребенка,

— руководитель учреждения.

  • Руководитель организует широкое общественное и профессиональное обсуждение итогов оценки (на административных совещаниях, педагогическом совете, общем собрании коллектива и родительской общественности, на официальном сайте ДОУ);
  • Готовятся рекомендации по совершенствованию системы образования и принятию управленческих решений.

Завершить свое выступление хотелось бы словами Оксаны Алексеевны Скоролуповой и Нины Владимировны Фединой

Обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием :

— не присмотром и (или) уходом, а образованием ;

— не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;

— не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века), а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня .