Меню

Что такое свидетельство плательщика ндс. Что такое единый государственный реестр плательщиков ндс. Порядок включения в реестр плательщиков НДС

Собаки

Часто юридические лица или физические лица получают сообщение от органов налоговой службы об или узнают об этом от своих контрагентов. Такая неожиданная проблема сразу требует безотлагательного ее решения, ведь от этого зависит хозяйственное функционирование предпринимателя или предприятия. Иногда это может грозить полной остановкой хозяйственной деятельности, поскольку присутствует большой риск потерять выгодных партнеров, так как в современных условиях ведения бизнеса не выгодно работать с неплательщиком НДС. В каких случаях органы налоговой службы могут аннулировать свидетельство плательщика НДС?


Раздел V, статья 184 Налогового кодекса Украины дает исчерпывающий перечень оснований для аннулирования регистрации плательщика НДС. Так, налоговая имеет право аннулировать ваше свидетельство плательщика НДС в случаях:

  • Если в течение 12 последовательных налоговых месяцев плательщик НДС не подал в орган ГНС декларации по налогу на добавленную стоимость, или если поданная декларация свидетельствует об отсутствии поставки, приобретение товаров, которые осуществляются с целью формирования налогового кредита или налогового обязательства.
  • Решением суда признано учредительные документы плательщика НДС недействительными.
  • Хозяйственным судом вынесено решение о ликвидации юридического лица - банкрота.
  • Плательщик НДС ликвидируется по решению суда (физическое лицо лишается статуса субъекта хозяйственной деятельности), лицо освобождено от уплаты НДС или его регистраця как плательщика НДС отменена или признана недействительной по решению суда.
  • В едином государственном реестре (ЕГР) имеется запись об отсутствии юридического или физического лица по его местонахождению (месту жительства) или не подтверждены сведения, содержащиеся в ЕГР о юридическом лице.
  • Срок действия свидетельства плательщика НДС истек.
  • Физическое лицо (плательщик НДС), умерло или объявлено умершим, признано недееспособным или безвестно отсутствующим, ограниченно его гражданскую дееспособность.
Если налоговая приняла решение об аннулировании вашего свидетельства плательщика НДС по вышеприведенным основаниям, следует обратить внимание на то, что дата подписания решения считается днем принятия такого решения, то есть с этой даты состоялось аннулирования свидетельства. В дальнейшем налоговая в течение 3- х дней должна направить заказным письмом экземпляр решения по месту жительства или по месту нахождения предприятия. Также у плательщика НДС остается обязанность по возврату органу ГНС Свидетельства и всех заверенных его копий вместе с сопроводительным письмом в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о таком аннулировании.
Налоговым кодексом также предусмотрено аннулирование свидетельства плательщика НДС по собственному решению, в 3 - х случаях:
  • Первый: если плательщик налогов, зарегистрированный плательщиком НДС в течение 12 предыдущих месяцев, подал заявление об аннулировании регистрации, при условии если общая стоимость налогооблагаемых товаров/услуг, которые предоставлялись, за последние 12 месяцев была меньше 300 000 грн.
  • Второй: аннулирование регистрации плательщика НДС происходит в случае, когда самим плательщиком НДС принято решение о прекращении деятельности и утвержден ликвидационный баланс по своей деятельности согласно уплаты суммы налоговых обязательств по НДС.
  • Третий: если лицо зарегистрированое как плательщик НДС, регистрируется как плательщик единого налога, условия уплаты которого не предусматривает уплаты НДС.
Если Вы все-таки решили аннулировать свое свидетельство плательщика НДС по собственной инициативе по вышеуказанным причинам, Вам необходимо подать в налоговый орган, где вы проходили регистрацию, заявление формы № 3-ПДВ, оригинал свидетельства плательщика НДС и всех имеющихся заверенных копий. В дальнейшем орган налоговой службы проверяет соответствие Вашх требований нормам Налогового кодекса и в случае соответствия принимает решение об аннулировании. В случае несоответствия нормам НКУ налоговый орган в течение 10 дней обязан направить мотивированный отказ, или указать на допущенные ошибки при подаче заявления и предоставить время на их исправление. Как восстановить свидетельство плательщика НДС?
Сразу отметим: восстановить номер аннулированного свидетельства невозможно. Даже если действия налоговой службы об аннулировании свидетельства НДС будут признаны незаконными, вновь выданное свидетельство плательщика НДС будет иметь уже новый номер.
Законодательством предусмотрено 2 пути восстановления свидетельства:
  • первый - так называемый административный порядок или внесудебный,
  • второй - судебное обжалование действий органов налоговой службы.
Административный порядок - плательщик НДС может обжаловать решение налоговой службы об аннулировании свидетельства НДС подав жалобу в орган налоговой службы вышестоящего уровня. Такая жалоба рассматривается в сроки и в порядке, определенном ЗУ «Об обращении граждан».

Судебное обжалование - плательщик НДС может обжаловать решение налоговой службы об аннулировании свидетельства НДС в административном суде (ч. 2 ст. 18 КАСУ) по местонахождению налогоплательщика, в чьих интересах подается иск (ч. 2 ст. 19 КАСУ). Следует помнить, что в случае подачи административного иска, процедура административного обжалования автоматически прекращается.
Итак, учитывая вышеизложенное, предпринимателям следует помнить о возможности аннулирования свидетельства НДС, и знать, как защитить свои права при решении таких ситуаций.

Оказывает значительное влияние на формирование бюджета в РФ. А общую величину самого налога фактически определяют три фактора:

  1. Налоговые ставки.
  2. Налогоплательщики (субъекты) НДС.

Данна статья призвана помочь вам разобраться, какие физические лица и организации относятся к являющимися плательщиками НДС, считается ли таким поставщик, и правда ли, что не является плательщиком НДС.

Субъекты налогообложения

Итак, давайте узнаем, кто является плательщиком НДС в РФ, а кто не признается таковым. Важнейшим составляющим элементом инфраструктуры по собираемости НДС являются те, кто собственно этот налог и делают – субъекты НДС.

Современной трактовкой НК РФ таковыми плательщиком НДС признаются:

  • Компании и организации, представляющие все допустимые законодательством формы собственности, занимающиеся при этом любым видом коммерческой или производственной деятельности (кроме упомянутой в соответствующих статьях НК).
  • Компании с участием , занимающиеся бизнесом на территории РФ.
  • Частные семейные и индивидуальные фирмы.
  • , ведущие самостоятельную деятельность (на отдельном бухгалтерском учете).
  • Иностранные, возможно международные компании, получающие доходы на нашей территории.
  • при выполнении ими сделок с товаром или имуществом.
  • Все категории налогоплательщиков, включая и частных лиц при признании их плательщиками НДС, в случае провоза товара при пересечении таможенной границы РФ.

Такое положение зафиксировано в 143-ой статье НК РФ.

Кроме того (по закону) государственные или муниципальные органы не являются официальными плательщиками НДС за исключением нескольких случаев, когда они:

  • Действуют как самостоятельные независимые субъекты и при этом не исполняют своих основных функций.
  • Совершают операции или сделки в собственных интересах, исключающих выполнение своих обязанностей.

Про наличии в РФ базы-реестра и свидетельств о регистрации плательщиков НДС, проверке их статуса, поиске поговорим ниже.

О том, кто является субъектом НДС, расскажет этот видеоролик:

Проверка плательщика НДС

Итак, возможно ли проверить является ли фирма плательщиком НДС? Плательщиками налога могут являться не все участники производственной или коммерческой деятельности. Некоторые системы налогообложения подразумевают освобождение от исполнения обязанности плательщика НДС.

И кроме того имеют место , которые могут при определенных условиях . В этих случаях ФНС может отказать в или в его возмещении. Поэтому рекомендуется уточнять у поставщиков, являются ли они субъектами НДС, или проверять их на этот предмет.

Проверка контрагента-налогоплательщика включает:

  • Проверку его должной и наличия правильных реквизитов.
  • Проверку его реальной хозяйственной активности (для избегания контактов с фирмами-однодневками).
  • Проверка состоятельности как руководителя директора компании-партнера.

Сервисы

Это можно сделать, не выходя из офиса, на сайте налоговой , в котором встроено несколько проверочных сервисов. На которых можно:

  • Узнать корректность заполнения счета-фактуры. Проверить, насколько правильны внесенные в него реквизиты вашего партнера (проверка корректности заполнения).
  • Проверить по внесенным данным ИНН и ОГРН партнерской компании существование фирмы и выяснить данные о ее руководстве (риски бизнеса).
  • Выяснить, добросовестный ли это налогоплательщик и имеются ли у него долги по уплате налогов (сведения о задолженности юрлиц).

ФНС

Не оставит шансов налоговым нарушителям и ФНС, в обязанность которой вменяется проверять у налогоплательщиков НДС:

  • Правильность исчисления.
  • Своевременность и полноту уплаты налога.
  • Правильность заполнения .

Что они делают двумя способами:

  1. Выездным.

Является ли предприниматель, применяющий УСН, плательщиком НДС, расскажет данное видео:

На сегодняшний день, получение свидетельства плательщика НДС превратилось для субъектов хозяйствования в очень тяжелую процедуру подачи заявлений на регистрацию и бесконечную череду отказов со стороны налоговой службы. Стать плательщиком НДС не так уж и просто. А потерять этот статус можно очень и очень быстро в результате аннулирования регистрации.

Всех субъектов хозяйствования можно разделить на несколько групп (согласно статуса плательщика НДС):

  1. Лица уже зарегистрированные плательщиками.
  2. Лица, которые не обязаны регистрироваться и не хотят этого.
  3. Лица, которые обязаны зарегистрироваться.
  4. Лица, которые не обязаны регистрироваться, однако имеют право.
  5. Лица, которые хотят стать плательщиками НДС, но не имеют на это права.

Первые две группы нам совершенно не интересны. Рассмотрением особенностей и нюансов регистрации плательщиками НДС третьей, четвертой и пятой групп мы займемся в этой статье. Ведь, именно у этих групп субъектов хозяйствования возникает больше всего вопросов по регистрации . Таких вопросов становится еще больше, когда они узнают о позиции налоговой службы на отдельные стороны процедуры получения свидетельства плательщика .

Эта статья представляет собой просто систематизацию информации и будет полезна, как было указано выше, тем субъектам хозяйствования, которые в ближайшем будущем будут становиться плательщиками НДС.

Чтобы иметь право зарегистрироваться плательщиком НДС, субъекту хозяйствования необходимо соответствовать многим критериям, которые определены Налоговым кодексом. Эти критерии, я разделю на два этапа. Первый этап — соответствие критериям статьи 180 НКУ. Второй этап — соответствие требованиям статей 181 (обязательная регистрация) и 182 (добровольная регистрация) Раздела V Налогового кодекса. Второй этап невозможен без первого.

Кто является плательщиком налога на добавленную стоимость согласно Налоговому кодексу?

Перечень, субъектов хозяйствования, которые могут стать плательщиками НДС приведен в п.14.1.139 и 180.1 НКУ. Пункт 14.1.139 определяет перечень лиц, которые являются «лицами» для целей Раздела V Налог на добавленную стоимость. То есть, на них распространяются нормы этого самого раздела.

1. Согласно пункту 14.1.139 НКУ «лицами» являются следующие субъекты:

  • юридические лица (кроме плательщиков единого налога четвертой группы по ставке 5 %);
  • исключением из предыдущего правила являются юридические лица — плательщики единого налога, у которых объем поставки работ (услуг) за последние 12 календарных месяцев превысил 300 тыс.грн.
  • юридические лица, не являющиеся субъектами хозяйствования;
  • физические лица — предприниматели (кроме плательщиков единого налога первой и второй группы, а также третьей группы по ставке 5 %);
  • исключением из предыдущего правила являются физические лица — предприниматели плательщики единого налога третьей группы у которых объем поставки работ (услуг) другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев превысил 300 тыс.грн.
  • физические лица, ввозящие товары на таможенную территорию Украины;
  • представительства нерезидента, не имеющие статуса юридического лица (о регистрации представительства иностранной компании читайте по ссылке).

2. В пункте 180.1 приведен перечень таких «лиц», которые являются плательщиками НДС. Среди них нам особенно будут интересны:

  • лица, которые уже зарегистрированы;
  • лица, которые регистрируются в добровольном порядке (ст.182 НКУ);
  • лица, которые подлежат обязательной регистрации (ст.181 НКУ).

Соответственно, можно обозначить список лиц, которые не могут быть плательщиками НДС

  • лица, не соответствующие требованиям обязательной регистрации (ст.181 НКУ);
  • лица, не соответствующие критериям добровольной регистрации (ст.182 НКУ);
  • субъекты, не являющиеся «лицами» для целей Раздела V согласно п.14.1.139 НКУ;
  • лицо, осуществляющее исключительно операции, которые не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Обязательная регистрация плательщиком НДС

Требования к обязательной регистрации определены статьей 181 НКУ. Согласно пункта 181.1, в случае, если общая сумма от операций поставки товаров (услуг), подлежащих налогообложению, за последние 12 календарных месяцев превышает 300 тыс.грн. то такое лицо обязано зарегистрироваться плательщиком НДС. Указанное правило не касается плательщиков единого налога.

Следует отметить, что для обязательной регистрации плательщиком НДС, срок 12 календарных месяцев игнорируется. То есть, лицо, может быть зарегистрировано субъектом хозяйствования меньше указанного срока. При этом, если объем 300 тыс.грн. наберется в первом месяце деятельности, то такое лицо подлежит обязательной регистрации.

Также следует обратить внимание, на позицию, которую ГНА высказывает в письме от 14.02.2011 №4021/7/16-1417: «заключения гражданско-правовых соглашений (договоров) на поставку товаров/услуг в сумме, превышающей 300 тыс. грн., или наличие умысла у лица осуществлять деятельность, по результатам которой будет превышен объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса, не является основанием для регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость».

Объем поставок в размере 300 тыс.грн. должен быть достигнут за счет налогооблагаемых операций, к которым, согласно раздела V и раздела ХХ НКУ относятся операции, подлежащие налогообложению по основной ставке, нулевой ставке, освобожденные и временно освобожденные от налогообложения. Соответственно, операции, которые не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, для определения необходимого объема поставки не учитываются.

Добровольная регистрация плательщиком НДС

В том случае, когда субъект хозяйствования не осуществил поставку товаров или услуг за последние 12 календарных месяцев в объеме 300 тыс.грн., он имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС в добровольном порядке. Сделать это можно в случае соответствия критериям, которые определены статьей 182 НКУ. Итак, для добровольной регистрации плательщиком НДС, субъекту хозяйствования необходимо:

  1. быть зарегистрированным субъектом хозяйствования не менее 12 календарных месяцев;
  2. не подлежать обязательной регистрации в связи с недостижением 300 тыс.грн. объемов поставок за последние 12 месяцев;
  3. иметь объемы поставки другим плательщикам НДС в размере 50% от общего объема поставок (за предыдущие 12 календарных месяцев);
  4. эти объемы поставок должны быть сформированы за счет налогооблагаемых операций (согласно информации, размещенной в Единой базе налоговых знаний на официальном сайте ГНА а также согласно разделу V и раздела ХХ НКУ, к налогооблагаемым операциям относятся операции, подлежащие налогообложению по основной ставке, нулевой ставке, освобожденные и временно освобожденные от налогообложения);
  5. с принятием Закона №3609-VI от 07.07.11 возможность регистрироваться плательщиками НДС получили субъекты хозяйствования, уставный капитал или балансовая стоимость активов которых превышает 300 тыс.грн. Указанный критерий рассмотрим ниже, поскольку, с позиции ГНАУ, он весьма неоднозначный.
Примечание . Нашел в Лиге интересную статью о критериях обязательной и добровольной регистрации. Краткое содержание статьи примерно следующее: период для определения соответствия критериям обязательной и добровольной регистрации в пунктах 181.1 и 182.1 НКУ одинаков. Он составляет 12 календарных месяцев. А формулировка текста в этой части звучит в указанных пунктах почти идентично: «на протяжении последних 12 календарных месяцев» в пункте 181.1 и «за последние 12 календарных месяцев» в пункте 182.1. При этом толкование пунктов разное. Под обязательную регистрацию подпадает в том числе вновь созданное лицо, которое набрало необходимый объем поставок, например, в первый месяц деятельности. Под добровольную регистрацию, вновь созданное лицо уже не подпадает, потому что оно должно быть зарегистрировано не менее 12 календарных месяцев. То есть, в случае обязательной регистрации срок 12 календарных месяцев игнорируется, а в случае добровольной — нет. Очень интересный вывод, не правда ли? Такой вывод вполне можно сделать ввиду нечеткости норм пунктов 181.1 и 182.1 НКУ в части определения именно срока. Однако, учитывая сложившуюся практику, такая позиция не имеет права на жизнь.

Особенности добровольной регистрации при размере уставного капитала или балансовой стоимости активов 300 тыс.грн.

С вступлением в силу Закона №3609-VI от 07.07.2011 года к условиям, которые предоставляют возможность налогоплательщикам зарегистрироваться плательщиками НДС в добровольном порядке, был добавлен следующий критерий: размер уставного капитала или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) должен превышать 300 тыс.грн. В этом случае лицо может добровольно зарегистрироваться независимо от наличия облагаемых операций и объема поставки другим налогоплательщикам.

Конечно, в этом критерии есть свои нюансы, которые заключаются в требованиях, которые выдвигает главное налоговое ведомство. Учитывая позицию ДПА, для добровольной регистрации по абз.2 пункта 182.1 НКУ субъекту хозяйствования необходимо соблюсти следующие условия:

1. В случае формирования уставного капитала денежными средствами, он должен быть оплачен в полном объеме (в этом случае в налоговую нужно будет предоставить выписку банка, заверенную его печатью).

2. В случае формирования уставного капитала имуществом, такое имущество должно быть фактически внесено на баланс (наличие акта приема — передачи).

3. Операции по внесению налогоплательщиком средств или имущества в уставный капитал юридического лица — резидента в обмен на эмитированные им корпоративные права считаются приобретением инвестиционного актива. Соответственно, возникает объект налогообложения налогом на доходы физических лиц и юридическое лицо выступает в роли налогового агента по отношению к физическому лицу — учредителю.

Вот такие требования выдвигает налоговая служба при осуществлении предприятием регистрации плательщиком НДС в добровольном порядке в соответствии с абз.2 пункта 182.1 НКУ. Правомерны ли такие требования или нет. Разбираться в этом, например мне, не очень хочется.

Единый налог и НДС. Переход с упрощенной системы на общую и регистрация плательщиком налога на добавленную стоимость

В случае перехода субъекта хозяйствования с упрощенной системы на общую, он может зарегистрироваться плательщиком НДС в обязательном или в добровольном порядке.

Регистрация в обязательном порядке осуществляется в случае соответствия требованиям пункта 181.1 НКУ, т.е. объем поставки за предыдущие 12 календарных месяцев (в период пребывания на упрощенной системе) превышает 300 тыс.грн. До 2012 года такая ситуация возникала чаще всего, когда плательщик единого налога переходил на общую систему в связи с превышением предельного объема дохода, который дает право применять упрощенную систему. С 2012 года, в связи со значительным увеличение предельного объема дохода для плательщиков единого налога, такая ситуация в подавляющем большинстве будет возникать в случае добровольного решения о переходе на общую систему.

Регистрация в добровольном порядке осуществляется при недостижении за предыдущие 12 календарных месяцев объема поставок 300 тыс. грн., соответствию критериям пункта 182.1 НКУ и желанию плательщика, который меняет систему налогообложения зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость. Следует отметить, что до вступления в силу изменений в Налоговый кодекс, которые внес Закон № 3609-VI от 07.07.11, упрощенец, который переходил на общую систему в случае недостижения объема поставок 300 тыс.грн. за предыдущий год, не имел право зарегистрироваться плательщиком НДС в добровольном порядке. В таком случае объем поставок начинал считаться с момента перехода на общую систему. Такая норма содержалась в п.18 Подразделения 2 Переходных положений. Теперь, отмеченный пункт исключен, и единщик, который переходит на общую систему имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС в добровольном порядке.

Плательщик единого налога имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС в случае если он одновременно отвечает следующим критериям:

— Является физическим лицом третьей группы по ставке 5% или юридическим лицом четвертой группы по ставке 5%;

— Осуществил поставку услуг (работ) другим плательщикам НДС на сумму 300 тыс.грн. за последние 12 календарных месяцев.

Как рассчитать период и объемы поставок для регистрации плательщиком НДС

Необходимый объем поставок для регистрации плательщиком НДС должен быть сформирован за счет налогооблагаемых операций. К ним, согласно разделу V и раздела ХХ НКУ относятся операции, подлежащие налогообложению по основной ставке, нулевой ставке, освобожденные и временно освобожденные от налогообложения.

Также следует обратить внимание на позицию налоговой службы по поводу формирования объемов поставок, необходимых для обязательной регистрации, за счет предоплаты. Ведь, можно просто попросить дружественное предприятие перечислить 300 тыс.грн. в качестве предоплаты за какой-либо товар, зарегистрироваться плательщиком НДС, а затем вернуть эту предоплату. Однако, в таком случае, при рассмотрении заявления на регистрацию плательщиком НДС, налоговая служба откажет в регистрации, поскольку не выполняется условие поставки товаров (услуг) в соответствии с п.14.1.191 или 14.1.185 НКУ. То есть, объемы поставок 300 тыс. грн. должны быть сформированы за счет фактически поставленных товаров или оказанных услуг.

В связи с исключением п.18 Подразделения 2 Переходных положений Налогового кодекса определения объема поставок стало очень простым. Рассмотрим примеры:

Обязательная регистрация

1. Достижения 300 тыс.грн. в первом месяце. Лицо реализовало товар на сумму 320 тыс.грн. в первом месяце своей деятельности. Со следующего календарного месяца такое лицо имеет право быть плательщиком НДС. То есть, ждать, чтобы с момента регистрации прошло 12 месяцев не следует.

2. Пребывание на упрощенной системе часть периода. Лицо в первом квартале было плательщиком единого налога и имело объем налогооблагаемых операций 100 тыс.грн. Со второго квартала происходит переход на общую систему. В апреле объем поставок составляет 150 тыс.грн. В мае — 50 тыс.грн. С июня такое лицо имеет право быть плательщиком НДС, то есть период нахождения на упрощенной системе включается в расчет. Раньше это было не так (смотри предыдущую часть статьи).

3. Переход с упрощенной системы на общую. В таком случае объем налогооблагаемых операций считается за предыдущий календарный год. При этом, это касается как обязательного так и добровольной регистрации.

Добровольная регистрация

1. Пребывание на упрощенной системе часть периода. Лицо зарегистрировано с 01 января. В первом квартале оно было плательщиком единого налога. Следующие три квартала находилось на общей системе. В случае недостижения за этот год объема поставки 300 тыс.грн., Такое лицо, при условии соответствия критериям пункта 182.1 НКУ, с 01 января следующего года имеет право быть плательщиком НДС.

Какие документы требует налоговая для выдачи свидетельства плательщика НДС вместе с заявлением

Вместе с заявлением на регистрацию плательщиком НДС, в налоговую службу нужно предоставить соответствующие первичные документы, которые могут подтверждать соответствие лица критериям статей 181 и 182 Налогового кодекса. Можно сказать, что фактически, налоговики будут проводить документальную проверку, для определения соответствия или несоответствия критериям обязательной или добровольной регистрации.

Для подтверждения объемов поставки налоговая служба может попросить (а может и не попросить) следующие документы:

    • договора с покупателями;
    • расходные накладные;
    • акты выполненных работ;
    • банковские выписки;
    • документы, подтверждающие перевозку товаров;
    • документы, подтверждающие фактическое получение ТМЦ (доверенности на получение);

Для проверки факта реальности осуществления операций могут также попросить:

  • документы о наличии складских, офисных, производственных помещений;
  • документы о происхождении реализованного товара (все перечисленные документы, только по поставщикам).

Для подтверждения указанной позиции можно привести в пример Постановление Днепропетровского окружного административного суда от 04 июля 2011 по делу №2а/0470/4385/11. Предметом указанного судебного спора был отказ налоговой службой предприятию в регистрации плательщиком НДС (регистрация осуществлялась в обязательном порядке). Отказано было на основании того, что предприятием не предоставлена информация о складских помещений и при проверке документов не установлен факт реального осуществления поставки товаров. При этом товары были оплачены, что подтверждалось банковской выпиской. В удовлетворении иска предприятию было отказано.

Следовательно, при подаче заявления на регистрацию плательщиком НДС следует быть готовым доказать, что поставки товаров реально осуществлялось. Во время подачи документов в налоговую инспекцию, советую сделать сопроводительное письмо, в котором перечислить все без исключения документы, которые вы предоставляете. При возникновении спорных ситуаций, второй экземпляр письма с входящим штампом налоговой очень поможет.

Как видим, регистрация плательщиком НДС, будь она добровольная или обязательная, является непростой процедурой. Многие налогоплательщики очень сильно стремятся получить «заветное» свидетельство, ведь оно открывает большие перспективы возможности сотрудничать с другими плательщиками НДС. Однако, в связи с требованиями, которые предъявляет налоговая служба, получить свидетельство очень непросто.

Как оказалось, тема регистрации плательщиком НДС просто огромная. В будущем, планирую написать статью о нюансах, возникающих при подаче заявления на получение свидетельства. В ней будут освещены примерно такие вопросы: когда надо подавать заявление, проблемы, возникающие при подаче заявления, последствия несвоевременной подачи заявления, с какой даты плательщик будет иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных. Это будет такая же систематизация имеющейся информации, которая проще воспринимается, когда находится в одном месте.

Добровольная и обязательная регистрация плательщиком НДС. Кто имеет право и как подтвердить объемы поставок?

1 (20%) 1 vote

При некоторых обстоятельств компании может потребоваться справка о применяемой системе налогообложения и о том, является ли компания . Как составить эту справку и какие сведения она должна содержать?

Справка о применяемой системе налогообложения требуется для подтверждения права компании работать с НДС или без начисления этого налога. Она позволяет другим организациям убедиться, смогут ли они принять НДС к вычету после оплаты товаров и услуг.

Стоит отметить, что не содержит определенных требований к данной справке и в целом не закрепляет за налогоплательщиком обязанности предъявлять ее по чьему-либо запросу.

Уполномоченные инстанции (например, прокуратура или внебюджетные фонды) при необходимости могут получить подобные сведения непосредственно в Налоговой инспекции.

Запросил контрагент: для чего

Справка о применяемой системе налогообложения обычно входит в число документов, запрашиваемых от потенциальных партнеров перед заключением договора наряду со справкой об отсутствии задолженности перед бюджетом и правоустанавливающими документами (копией о постановке на учет, из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копией устава).

Наличие такой справки необходимо организации, чтобы в дальнейшем у нее не возникло проблем с компенсацией НДС из бюджета. Этот документ послужит подтверждением факта предварительной проверки контрагента по запросу налоговиков.

Ведь если контрагент не перечислит в бюджет НДС, то у организации могут возникнуть проблемы с его возмещением.

Какая информация свидетельствует, что организация является плательщиком НДС? Это нахождение компании на общем налоговом режиме или ОСНО. По умолчанию все организации переводятся на ОСНО, если только не подадут уведомление о переходе на УСН. Поэтому если в выписке из ЕРИП/ЕГРЮЛ отсутствует указание на факт подачи уведомления, то это служит косвенным признаком нахождения на ОСНО и уплаты НДС.

В качестве дополнительного подтверждения помимо справки о применяемом налоговом режиме может применяться копия последней с отметкой налоговой инспекции или декларации по налогу на прибыль.

Форма справки

Если организации на упрощенке всегда могут запросить в Налоговой инспекции справку о работе на спецрежиме и освобождении от НДС по установленной форме, то для организаций на ОСНО такой документ не предусмотрен. Поэтому строго установленная форма справки отсутствует и она составляется в свободной форме.

Организации, которые давно работают на рынке, могут иметь на руках свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика НДС. Но с 2003 года такой документ был упразднен. Более того, он не может гарантировать, что после этого компания не перешла на спецрежим без НДС.

Что должна содержать справка о том, что организация является плательщиком НДС:

  • наименование и реквизиты организации-отправителя (ИНН для ИП, ИНН/КПП для ООО);
  • реквизиты организации, которой предоставляется справка;
  • указание на то, что компания применяет общую сумму налогообложения, уплачивает НДС и сдает декларации по этому налогу;
  • желательно прописать дату, с которой применяется этот режим;
  • информация о применении спецрежимов;
  • исходящий номер и дата выдачи;
  • подпись уполномоченного лица;
  • контактные сведения;
  • перечень приложений (выписка из ЕГРИП, копия титульных листов декларации).

Документ составляется на фирменном бланке организации и скрепляется печатью (при ее наличии).

Подписывается справка о том, что компания платит НДС:

  • директором организации;
  • индивидуальным предпринимателем;
  • лицом, уполномоченным за подписание документов по доверенности;главным бухгалтером.

При наличии большого числа контрагентов организация может создать типовой бланк о применяемом налоговом режиме.

Таким образом, справка о применении ОСНО и уплаты НДС – это документ, который имеет свободную форму . Обязанность представления справки никак не регламентируется законодательством, но она может служить обязательным условием для заключения выгодных контрактов.

С 01.01.2014 г. упразднено свидетельство плательщика НДС. Теперь существует реестр плательщиков НДС. Однако новой формы налоговой накладной, которая учитывала бы эти изменения, еще нет. Как заполнять НН с 01.01.2014 г.: нужно ли указывать номер свидетельства? Как заполнять этот реквизит вновь зарегистрированным плательщикам НДС в 2014 г.?

Новый порядок учета плательщиков НДС

Законом №657 1 внесены изменения в ст. 183 НКУ, которой регулируется порядок регистрации плательщиков НДС. Изменения вступили в силу с 01.01.2014 г.

Напомним, что субъекты хозяйствования (далее - СХ) могут регистрироваться в качестве плательщиков НДС как на добровольной основе (ст. 182 НКУ), так и в обязательном порядке (ст. 181 НКУ). В том и в другом случае необходимо подавать регистрационное заявление согласно п. 183.1 НКУ. И если не будет оснований для отказа в регистрации СХ в качестве плательщика НДС, то согласно п. 183.9 НКУ орган Миндоходов обязан внести в Реестр плательщиков НДС (далее - Реестр) запись о регистрации СХ в качестве плательщика НДС или с желательной даты, которую он указал в заявлении, или в течение 5 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления, если желательный (запланированный) день регистрации в заявлении не указан или такой день наступает раньше 5 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления.

Согласно п. 183.11 НКУ, по запросу налогоплательщика орган Миндоходов предоставляет бесплатно и безусловно в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения такого запроса, извлечение из Реестра 2 .

1 Закон Украины от 24.10.2013 г. №657-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений».

2 Порядок получения извлечения рассматривается в статье «Регистрация плательщиком НДС» «ДК» №6/2014 .

Обязательного требования получать извлечение нет. Ранее плательщики НДС, зарегистрированные до 01.01.2014 г., получали от контролирующего органа свидетельства плательщиков НДС. Теперь, в связи с изменениями, свидетельства плательщиков НДС могут применяться как извлечения из Реестра, но до момента внесения изменений в Реестр. И как указано в письме Миндоходов от 09.01.2014 г. №150/7/99-99-18-02-01-17, при первом же обращении плательщика НДС за получением извлечения из Реестра свидетельства подлежат возврату.

Миндоходов ежедневно публикует на едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и собственном официальном веб-сайте (п. 183.13 НКУ):

Данные из реестра плательщиков НДС с указанием наименования или фамилии, имени и отчества плательщика налога, даты регистрации плательщиком НДС, индивидуального налогового номера и срока действия регистрации налогоплательщика (при его наличии);

Информацию о лицах, регистрация которых в качестве плательщиков НДС аннулирована, с указанием индивидуального налогового номера, даты аннулирования, причин и оснований для аннулирования регистрации.

Реестр плательщиков НДС на официальном веб-сайте Миндоходов находится по адресу http://minrd.gov.ua/reestr . Однако информация, полученная с помощью функции поиска на этом веб-сайте, будет неофициальной. Чтобы было официальное подтверждение своего НДС-статуса (в форме извлечения) или статуса своего контрагента (в форме справки), СХ может подать в Миндоходов запрос для получения таких данных. Обращаем внимание, что среди той информации, которая предоставляется органами Миндоходов о плательщиках НДС, уже нет номера свидетельства плательщика НДС.

Номер свидетельства плательщика НДС в НН

Такие изменения в порядке учета плательщиков НДС должны были отразиться и в форме налоговой накладной (далее - НН). Однако 01.01.2014 г. этого не случилось, и на дату подготовки этого материала мы все еще используем форму НН, утвержденную приказом МФУ от 01.11.2011 г. №1379. Эта форма НН содержит такие реквизиты, как номера свидетельств плательщика НДС - продавца и покупателя. Возникает закономерный вопрос: каким образом заполнять эти реквизиты с 01.01.2014 г. по настоящее время, пока не будет утверждена актуальная форма НН?

В п. 201.1 НКУ перечислены обязательные реквизиты НН:

Порядковый номер НН;

Дата выписки НН;

Полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юрлица, или фамилия, имя и отчество физлица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, - продавца товаров/услуг;

Налоговый номер налогоплательщика (продавца и покупателя);

Местонахождение юрлица-продавца или налоговый адрес физлица-продавца, зарегистрированного в качестве плательщика налога;

Полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юрлица, или фамилия, имя и отчество физлица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, - покупателя (получателя) товаров/услуг;

Описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем;

Цена поставки без учета НДС;

Ставка НДС и соответствующая сумма налога в цифровом значении;

Общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом НДС;

Вид гражданско-правового договора;

Код товара согласно УКТ ВЭД (для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины).

Однако предыдущая практика сложилась так, что плательщики НДС старались тщательно придерживаться не только требований ст. 201 НКУ, но и Порядка №1379.

Миндоходов высказалось по данному поводу в письме от 17.01.2014 г. №1094/7/99-99-19-04-02-17. Позиция Миндоходов оказалась достаточно лояльной к плательщикам НДС. Так, с 01.01.2014 г. плательщики НДС не указывают номер свидетельства плательщика НДС в следующих документах:

Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и приложениях к ней (по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 13.11.2013 г. №678);

Уточняющем расчете налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 13.11.2013 г. №678);

Реестре выданных и полученных налоговых накладных (по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 25.11.2013 г. №708);

Налоговой накладной, которая составляется при осуществлении операций по поставке товаров/услуг (по форме, утвержденной приказом Минфина от 01.11.2011 г. №1379);

Других документах, формы которых предусматривали указание этого реквизита (к примеру, при регистрации НН в ЕРНН).

Отсутствие в НН, составленных после 01.01.2014 г. в бумажном или электронном виде, номера свидетельства плательщика НДС - продавца или покупателя не является нарушением порядка их заполнения и основанием для отказа в их регистрации в ЕРНН. На практике при регистрации НН в ЕРНН не имеет значения, как будет заполнен данный реквизит: с указанием номера свидетельства, с проставлением «0» или будет вовсе не заполнен.

НН, составленные после 01.01.2014 г. в бумажном или электронном виде без указания номера свидетельства плательщика НДС - продавца или покупателя, не могут быть исключены из состава НК плательщика НДС при условии соблюдения всех остальных требований по оформлению НН.

В обратной ситуации, если плательщики НДС будут указывать номер свидетельства плательщика НДС в вышеуказанных документах, составленных после 01.01.2014 г., это также не считается нарушением порядка оформления таких документов.

Итак, с 01.01.2014 года номера свидетельств плательщика НДС - продавца и покупателя в НН, которая выписывается после 01.01.2014 г., не указываются, независимо от того, когда была осуществлена регистрация СХ в качестве плательщика НДС - до 01.01.2014 г. или после этой даты. Надеемся, что в ближайшее время будет утверждена новая форма НН с учетом всех последних изменений в НКУ.

Юлия ЕГОРОВА, «Дебет-Кредит»