Меню

Костел святой троицы. Костёл Святой Троицы в городе Клецке. Предметы особой охраны

Уход за птицами

пр-т. Независимости, 44 а

Золотогорский костел известен под несколькими названиями: Пресвятой Троицы и святого Роха.

Титул Пресвятой Троицы был перенесен в кладбищенскую часовню на Золотой Горцы, когда в 1842 г. она получила статус приходского костела. Ныне существующий храм был освящен 1 ноября 1864 г. под двойным титулом — Успения Пресвятой Девы Марии и святого Роха, однако за ним был сохранен и титул Пресвятой Троицы.

Одно из них — костел св. Роха. Рох родился в Монпелье, Франция, в 1295 году. Он стал монахом и отдал всю жизнь и силы уходу за больными, в том числе и инфекционными. Самоотверженного монаха вскоре после смерти (16 августа 1327 г.) объявили святым. В католицизме Рох считается защитником людей и животных от заразных болезней, покровителем хирургов.

В XVIII в. на пересечении Борисовского тракта и дороги в Слепянку и на фольварк Долгий Брод, возникло католическое кладбище. Позже оно было значительно расширено в восточном направлении после двух эпидемий холеры, которая свирепствовала в Минске в 1848 и 1853 гг. Умерло тогда несколько тысяч человек. Территория кладбища в это время размещалась между улицами Захарьевской, Долгобродской, Слепянской, Золотогорской (Краснозвездной) и Могильным переулком (улица Радистов).

"НГАБ. 1861 г. План "Старых" і "Халерычных" могілак на Залатой Горцы. На той час яны знаходзіліся яшчэ па-за мяжой горада Мінска". Опубликовано В ФБ Денисом Лисейчиковым

Здесь стояла традиционная деревянная каплица.


Каплица на Золотой Горке. Опубликовано на ФБ Владимиром Садовским

Во время большого пожара 14 августа 1809 года, которым была уничтожена почти вся застройка в районе Троицкой горы, сгорел и приходский костел, находившийся в районе нынешней 2-й клинической больницы и оперного театра. Позже, в 1832 году, когда были упразднены некоторые римско-католические монастыри, в том числе и доминиканский, его костел был использован как приходский. С упразднением доминиканского костела богослужение перенесли в Золотогорскую деревянную часовню.

К середине XIX века деревянная каплица обветшала. К 1842 году часовню переделали в костел, имевший следующие размеры: «длиной 6 сажен 1 аршин, высотой 3 сажени 3 аршина 12 вершков» (сажень — 213 см, аршин — 71 см, вершок — 4,4 см).

В 1849 г. возникла необходимость ремонта этого костела. Позже, как выяснилось, эта мера не могла спасти старое здание. И костел решили перестроить.

После того, как российские власти опять разрешили возводить костелы, приступили к сбору средств. Основными жертвователями стали супруги Леоновичи (14 тысяч рублей серебром), полковник Игнат Ляскович (5000 рублей серебром) и Антонина Каминская (3334 рублей серебром). Костел был сооружен по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого.

Строительство костела было начато в 1861 г. и закончено в 1864 г. В 1896 г. возле костела построили кирпичную «браму» (видна на снимке, до наших дней не сохранились) с двумя железными калитками и центральной полукруглой аркой, закрытой узорчатыми железными дверями. Брама и костел построены в неоготическом стиле.

В 1908 г. по описаниям костел представлял собой каменное здание с 12 окнами и железной крышей, имел в длину 12,5 саженей, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей.

В двухэтажной башне помещались колокола «Леонард», «Стефан», «Бронислава». Главный колокол весил 53 пуда.

Современники высоко оценивали художественные достоинства интерьера костела. Об убранстве несколько раз писал Владислав Сырокомля. Особый интерес представляли алтари и шесть гипсовых фигур. Справа стояли святые Рох, Михаил и Габриель, слева — Иисус Христос, Дева Мария и святой Иосиф.

Алтарь Алтарь
«Внутри часовни на Золотой Горке в губернском Минске». Литография Э. Гораздовского (1843-1901 гг.)
http://pan-demetrius.livejournal.com Проект нового костела на Златогорском кладбище. Арх. Ю. Дзеконский. 1906

При Златогорском костёле религиозные праздники всегда отмечали с особой торжественностью, прежде всего Пасху. Даже стреляли из пушек. Для этого еврейский кагал должен был доставить на этот праздник «камень лою» и 50 рублей деньгами.

Рядом с костелом стояли могильные кресты красивейшего древнего кладбища с фамильными гробницами.


Фото 1901 г.- .

Но при строительстве Дворца искусства вся эта красота священного места была уничтожена.

Судя по всему, именно в Золотогорском костеле впервые в Минске в дополнительное богослужение был введен русский (вместо польского) язык. Это произошло в феврале 1871 года. В октябре того же года при костеле организовали школу органистов (обучение началось в феврале 1872 года), в которой готовились музыканты для богослужения на русском языке. Нововведения связаны с ксендзом Сенчиковским, личность которого весьма неоднозначно воспринималась католиками. Свою жизнь он, не по своей воле, окончил в Омске. Католические священнослужители отказались хоронить ксендза, и этим пришлось заняться православным.

В Гервяты

Сегодня у меня случился легкий приступ ностальгии, разглядываю белорусские фотографии и вспоминаю наши «вандроўкі» по замечательным уголкам родного края.
Пожалуй, самым сильным архитектурным потрясением для меня стал костел Святой Троицы в Гервятах, деревне, расположенной недалеко от границы с Литвой, в Островецком районе.
Шпиль костела был виден издалека. Ведь высота храма достигает 61 метра.
Это, наверное, самый роскошный образец неоготики в Беларуси.

Сказать, что я не могла себе даже вообразить, что в таком медвежьем углу может скрываться такая жемчужина, значит не сказать ничего. Ошеломленность и восторг - вот что я испытала, глядя на это чудо. И именно по причине неожиданности. Понятно, что в Европе есть более впечатляющие образцы готики. Но здесь, в белорусской деревеньке встретить такую красоту - просто невероятно!


Троицкий костел возводился в 1899-1903 годах на месте существовавшего ранее деревянного, 1526г. постройки, на деньги князя Ольшевского. Руководил работами архитектор Ольшеловский.
Что любопытно, указ о веротерпимости, позволявший вновь строить католические храмы, вышел только в 1905 году. Остается только догадываться, каким образом удалось Ольшеловскому реализовать такой грандиозный проект. Скорее всего, была использована тогдашняя уловка католических общин - подавалось прошение на ремонт существующей церкви, а фактически затевалось строительство нового костела на месте прежнего.
Видимо, и выбор ахитектурного стиля неслучаен. Готика, как воплощение самого возвышенного времени в истории католицизма. Какой еще стиль может полнее символизировать величие церкви в духовной жизни католиков.

Современный вид костела, прекрасный сад вокруг него со статуями 12 апостолов - это заслуга ксендза Леонида Нистюка. Замечательный человек! Его деятельная энергия просто поражает.
Нам повезло поговорить с ним. С удовольствием рассказал он про реставрационные работы, про уход за садом, про воскресные службы, которые ведет на белорусском, польском и литовском (таков этнический состав небольшой деревни).

До 2005 года не было ни площади перед церковью, ни сада, ни скульптур. А на месте колонны архангела Михаила стоял магазин. Но что называется: не было бы счастья, да несчастье помогло. Магазин сгорел, и было решено расчистить место под площадь и открыть вид на костел. Так появился и прекрасный сад.
В Троицком костеле дважды в год проводятся благотворительные концерты органной музыки. Каждый раз - новый репертуар. Говорят, в Гервятах прекрасный органист и вокалисты, и билеты раскупаются довольно быстро.

Дивное место. Искренне надеюсь, что созидательной энергией ксендза Нистюка заражены и жители Гервят. Во всяком случае, впечатление у меня от посещения этого места сложилось такое.

Это самая старая католическая община в городе, о которой сохранились документальные сведения . На пожертвования короля был построен деревянный храм на Троицкой Горе, однако в 1409 году храм сгорел дотла. Вновь отстроенный деревянный храм также погиб в пламени пожара в 1809 году. Существовали планы его восстановления, но из-за недостатка средств они не были реализованы. В 1832 году приходским храмом стала деревянная часовня Святого Роха на золотогорском католическом кладбище, построенная в 1796 году.

К середине XIX века деревянное здание бывшей часовни, ставшей храмом Пресвятой Троицы, сильно обветшало. Епископ А. Войткевич сумел получить разрешение на постройку нового каменного костёла, который был возведен за 3 года (1861-1864) по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Храм в неоготическом стиле возводился на средства, полученные от сбора пожертвований, причём их собирали не только католики, но и представители других конфессий и религий в знак благодарности святому Роху , который, как считалось, спас город от эпидемии холеры . 1 ноября 1864 года церковь была освящена под двойным титулом: Успения Пресвятой Девы Марии и святого Роха. Однако сохранилось и продолжало использоваться и историческое название церкви Пресвятой Троицы. В правом алтаре храма находилась статуя святого Роха, перенесённая из старой часовни. Статуя была окружена широким почитанием, на праздник св. Роха 16 августа на Золотой Горке собирались тысячи паломников .

Последнее дореволюционное описание костёла датируется 1908 годом: «Костёл каменный, готической архитектуры, с 12 окнами, крыт железом, в длину 12,5 сажени, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей». Здание имело также двухэтажную башню, в которой размещались колокола - «Леонард», «Стефан» и «Бронислава». Над алтарём находилась старинная икона Божьей Матери с младенцем, рядом - изображение Святой Троицы. Боковые алтари носили имена святого Роха и святого Антония. В первом из них располагалась деревянная скульптура святого Роха, которая считалась чудотворной. У входа находилась ограда с воротами, выполненными в 1896 году. Неподалёку от костёла имелось несколько деревянных строений: дом лесника, богадельня, дровяной двор.

В 1922 году из костёла были реквизированы все ценности и богослужебная утварь. В 1930-е храм был закрыт, тогда же исчезла и почитаемая статуя св. Роха . В июне 1941 года Золотогорский костёл сильно пострадал от боевых действий. Богослужения возобновились на короткое время во время фашистской оккупации Минска, но сразу после окончания войны здание было приспособлено под книгохранилище.

В послевоенные годы кладбище вокруг здания храма было уничтожено, а вокруг построены жилые дома, после чего бывший храм оказался внутри квартала. После реставрации в 1983 году здание было взято под охрану и переделано в зал камерной музыки Белгосфилармонии . В апсиде в 1984 году установлен электрический орган чехословацкого производства, а окна украшены витражами .

С мая 1991 года в Троицком Золотогорском костёле Святого Роха снова возобновились богослужения в свободное от концертов время. В 1998 статуя св. Роха, выполненная из металла, была размещена в правом алтаре на том же месте, где располагалась исчезнувшая историческая. В 2006 году зал камерной музыки был закрыт, а здание было возвращено римско-католическому приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха).

Адрес: проспект Независимости, д.44. Режим работы: 07:00-22:00

Костел на Золотой горке

На Золотой Горке в Минске есть интереснейшее место. Долгая история, религия и множество легенд окружают его. На этом месте уже как 150 лет стоит католический собор. Названий имеет он несколько, одно - Златогорский костёл - связано с местом, на котором воздвигнут храм. Второе - Троицкий костёл - перенято от прежней молельни, располагавшейся здесь несколько столетий назад. И третье, самое распространённое - Костёл Святого Роха - несет имя Святого, в честь которого и был построен храм. Хотя костёл был построен с исторической точки зрения недавно, его история, а также события, предшествовавшие его воздвижению, начались более пяти веков назад.

История Костела Святого Роха

Первый костёл на Золотой Горке стоял здесь в XIV веке - это время основания католического прихода Пресвятой Троицы в Минске . Основал его король Ягайло, он же и воздвигнул здесь первый деревянный храм, сожженный при пожаре 1409 года. Через 400 лет заново отстроенное здание настигла та же участь. После попыток построить новый собор не было - из-за недостачи средств. Поэтому для проведения служб прихожане использовали маленькую каплицу - она располагалась на Золотогорском кладбище.
Следующее событие, послужившее постройке ныне существующего храма, несёт очень спорный характер. Кроме того, оно окутано легендой, которая для верующих несёт религиозную непоколебимую ценность. Говорят, что во время настигшей эпидемии холеры, в 1831 году, когда город терпел множество смертей, одному из его жителей приснилось, что Минск можно спасти деревянной статуей святого Роха, которая была зарыта под обломками костела. Статую нашли и пронесли по городу, после чего болезнь покинула столицу, а фигуру Святого назвали спасительной и поместили в каплицу. Об этом случае даже писалось в издании "Минский листок" 1890 года выпуска.
Спорить об истинности легенды не приходится. В Святого Роха верили уже давно, а слава об исцеляющем монахе прокатилась по всей Европе. Люди верят в то, что Рох исцеляет чуму, холеру, недуги ног, а также излечивает животных, в частности собак. Его жизнь подвергается сомнениям и имеет интересную легенду. Символично и интересно само изображение Святого - обычно его изображают с открытой левой ногой, где он указывает на чумную язву. Все это олицетворяет исцеляемую ним болезнь, а посох в его руке символизирует странствия монаха по миру в поисках нуждающихся. Такую же статую можно найти и в новом костёле, строительство которого начато в 1861 году - по прошению епископа А. Войткевича. Воздвигали собор на пожертвованные средства. Интересно, что жертвовали не только католики, но и верующие прочих конфессий, отдавая честь спасителю города - Святому Роху. Воздвижение достопримечательности было закончено через три года - тогда в нее перенесли исцеляющую статую Роха, в тот же год храм был освящен и принял первых прихожан.
Последующая история этого места охвачена трагедиями и невзгодами. С приходом советской власти костёл закрыли. Лишь на время оккупации Минска фашисткой армией, в 1941 году, прихожане проводили здесь службы. После этого помещение собора использовалось как книгохранилище. В 1984 году оно отдано под пользование Белорусской государственной филармонии. В девяностых на перерывах между концертами снова начали проводить службы, а в 2006 году концертный зал и вовсе был закрыт, а храм был передан приходу Пресвятой Троицы. После трагических событий костел потерял главную ценность - деревянную статую Святого Роха - на ее место разместили новую.
Сейчас Костёл Святого Роха - это место, являющееся обязательным к просмотру для туристов города. Ежегодно на 16 августа он собирает паломников из самых разных стран. Храм интересен не только религиозной ценностью, богатой историей и интересной легендой - многих ценителей архитектуры привлекает и его неоготический стиль. Интерьер собора украшают невероятные работы мастеров - гипсовые фигуры Иисуса, Девы Марии, Святого Иосифа, Габриеля, Михаила и, конечно же, Роха. Такой ансамбль освещает танец света, проходящий через витражные стёкла - все это создаёт фантастическую атмосферу внутри здания. А в его дворе есть возможность посмотреть на старинные надгробные памятники, которые сохранились со времён давно существовавшего здесь Золотогорского кладбища, и на интересные скульптуры, установленные во время деятельности филармонии.