Меню

Стили педагогической деятельности. Описание индивидуальных стилей

Уход за птицами

Страница 3

2. Эмоционально-методический.

Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный.

Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический.

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной

деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях .

Долгое время существовали различия между отечественным подходом к проблеме (стиля деятельности, активности) и зарубежным (когнитивного стиля руководства и лидерства). Если в отечественной науке изучение стиля деятельности проводилось на основе деятельностного подхода, то в зарубежной психологии это было связано с личностными факторами в протекании психических процессов, что привело к пониманию стиля как свойства личности - личностный подход.

Исследования стиля деятельности в США рассматривают перцептивный, реактивный и когнитивный стили

(Р. Стагнер, Г. Олпорт, Х. Виткин), при этом в современных условиях изучаются стили деятельности и учителя, и учащихся (Р. Дан и К. Дан, А. Грегорс, Б. Фишер и Л. Фишер, Д. Кларк, Д. Хант и др.).

Среди современных психолого-педагогических исследований наиболее актуальны исследования Вашингтонской группы по проблемам стилей обучения (в которую входят Мэри Эллен Алекзандер, Эмма Вайстоленд де Хайнер, Мэдлин Эрман, Бетти Лу Ливер, Ребекка Оксфорд, Томас Перри и Мэри Стюарт Вудберн).

Абсолютно разные системы образования в США и в России имеют различный позитивный опыт развития и совершенствования стиля педагогической деятельности, обмен которым как на научном, так и на практическом уровне актуален в целях прогресса педагогической деятельности .

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.

Принято выделять три основных стиля деятельности:

      демократический,

      попустительский.

Основные характеристики проявления перечисленных стилей в педагогической деятельности представлены в рис. А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя. 1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью , повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен. 2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью . Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся. 3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность. 4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

      в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

      характер реакций на те или иные педагогические ситуации;

      выборе методов обучения;

      подборе средств воспитания,

      стиле педагогического общения;

      реагировании на действия н поступки детей;

      манере поведения;

      предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

      применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики.

    Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

    • преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;

      адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

      оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

      рефлексивность-интуитивность.

    Аналогично выделяются динамические характеристики .

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

    Педагогическая акмеология - это наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога. Одно из центральных понятий педагогической акмеологии - это понятие профессионализма . Под ним понимается интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся). По мнению А.К. Марковой, профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев, среди которых:

      объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.);

      субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентаций профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;

      процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;

      результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

    Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

    • уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов , необходимых приемов, технологий;

      уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.;

      уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств и сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;

      уровень педагогического творчества как обогащение педагогическим опытом своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.

«Как подготовить современный урок» - Работа учащихся на уроке. Словесные Наглядные Практические Репродуктивные Эвристические Проблемно-поисковые Исследовательские. Актуализация знаний. КРИЗИСЫ ВНИМАНИЯ: Психологические требования к уроку. Рефлексия Карточка самооценки умений учащихся. Гигиенические условия урока. Содержание (что я преподаю?) Форма (как я преподаю?) Смысл (зачем я преподаю?).

«Организация современного урока» - Формы и методы обучения. Урок «открытия» нового знания. Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока. Четыре типа уроков. Особенности организации современного урока в начальной школе. Этапы урока. Система дидактических принципов. Метод. Принцип психологической комфортности.

«Требования к современному уроку» - Типичные недостатки. Методические требования к современному уроку. Требования к содержанию урока и процессу учения. Типичные недостатки современного урока. 3. Стимулирование умственной деятельности обучающихся, поощрение высказываний, предположений, гипотез и догадок. Методические требования к уроку.

«Современные формы урока» - Идея мотивированности обучения. Оценочные действия. Ценностно-смысловое равенство учителя и ученика. Существование двух основных подходов. Субъектность. Воспитание. Виды активизации. Осмысленность. Идея индивидуально-личностного подхода. Логика движения. Воспитательный аспект урока в системе личностно-деятельностного образования.

«Урок по новым стандартам» - Зависимость усвоения информации от способа ее передачи. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Цель. Содержание образования. Осознание того, в чем именно состоит недостаточность. Подготовка мышления учащихся. Культура - источник формирования содержания образования. Требования к современному уроку.

«Каким должен быть современный урок» - Структура современного урока. Некоторые виды ИКТ, которые целесообразно использовать на уроках. Потребность учащихся к соревнованию. Каким должен быть современный урок. Массовое внедрение Интернет в школьное образование. Критерии эффективности современного урока. Так, что же такое современный урок. Использование ИКТ на уроках татарского языка и литературы.

Описание индивидуальных стилей

По кн. А.К.Маркова "Психология труда учителей". М., 1993

Рассуждающе-методическай стиль РМС

Ориентируясь преимущественно на результат обучения , хорошо планируя учебный процесс, учитель с РМС проявляет консерва­тивность в использовании методов и средств урока. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторений учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллек­тивных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Рассуждающе-импровизационный стиль РИС

Учитель ориентирован на процесс и результат обучения , адекватное планирование урока. Он проявляет изобретательность в подборе иварьировании методов и средств обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллек­тивные обсуждения. Учитель с РИС меньше говорит сам, особен­но во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным образом (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим полностью оформить свой ответ.

Эмоционально-методический стиль ЭМС

Для учителя характерна ориентация на процесс результата обучения , хорошее планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью. На уроке поэтапно отрабатывается весь учебный материал, обращается внимание на деятельность как сильного, так и слабого учащегося, постоянно осуществляется закрепление, повторение материала, контроль знаний. Учителя отличает высокая оперативность, частая смена методов работы на уроке. В отличие от учителя с ЭИС этот педагог стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а заинтересовать особенностями самого предмета.

Эмоционально-импровизационный стиль ЭИС

Учитель этого типа ориентирован главным образом на процесс обучения . Объяснение нового материала строится логично, интересно, однако мало обращается внимания на учащихся. Для урока учитель отбирает наиболее интересный материал, важный по содержанию, но менее интересный предлагает ученикам изучить самостоятельно. В деятельности недостаточно представ­лены закрепление и повторение знаний. Во время опроса обращается в основном к сильным ученикам, опрашивает в быстром темпе, мало дает возможности говорить. Учителя отвечает оперативность, использование разнообразных методов. Для него характерна интуитивность, выражающаяся в неумении подчас анализировать свою деятельность и ее результаты. Учитель не любит подготовительный этап, мало уделяет внимания планированию урока.


Рассуждающе-методический стиль РМС

Достоинства Недостатки Результат
Высокая методичность. Внимательное отношение к уровню знаний учащихся. Высокая требовательность. Внимательное отношение к слабым учащимся. Терпимость к недостаткам и ошибкам детей. Отсутствие спешки, неторопливость в речи, действиях. Тщательное планирование урока. Неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому. Использование стандартного набора форм и методов обучения. Предпочтение репродуктивной деятельности учащихся. Отсутствие благоприятного психологического климата на уроке. Неумение эмоционально выразить себя на уроке. Сформулированные навыки учения Прочные знания, Отсутствие интереса к предмету

1. Чаще применяйте поощрения учащихся.

2. Осуществляйте эмоциональную окраску урока путем подбора интересных фактов, опытов, демонстраций.

3. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов и шире варьируйте разнообразие форм в работе с детьми.

4. При планировании урока подбирайте различные типы творческих заданий для детей, ситуативные диалоги, имитационные игры.

5. Чаще практикуйте коллективные обсуждения на уроках.

Рассуждающе-импровизационный стиль РИС

Достоинства Недостатки Результат
Высокий уровень знаний. Конкретность. Проницательность. Требовательность. Умение ясно и четко преподавать. Внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся. Объективная самооценка. Сдержанность. Внимательное отношение к ответам учеников. Неторопливость в опросе. Недостаточное варьирование форм и методов обучения. Недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Замедленный темп урока. Мало внимания коллективным обсуждениям на уроке. Много дисциплинарных замечаний. Устойчивый интерес к предмету, Прочные знания, Сформированные навыки учения Иногда нарушение на уроке рабочей обстановки (нарушение дисциплины)

19.В строго следите за тем, чтобы ученики выполняли проверочные работы самостоятельно без подсказок не подглядывая в учебник?
Эмоционально-импровизационный стиль (ЗИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. В ходе опроса учитель с ЭИС обращается к большому количеству учеников, в основном сильных, интересующих его опрашивает их в быстром темпе, ставит неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не ждет, когда они ответ сформулируют самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлено закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с ОМС характерна ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, определенное преимущество интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены повторения и закрепления учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение. Используя богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, и учитель с ЭИС, но в отличие от него стремится активизировать детей не внешней притягательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Размышляя-имнровизацийний стиль (РИС). Для учителя с РИС характерна ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время урока у него меньше, чем у учителя с эмоциональные стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, желая влиять на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Размышляя-методический стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проявлением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Эмоционально-импровизационный стиль. У учителя с таким стилем достаточно много преимуществ: высокий уровень знаний, артистизм, контактность, умение интересно дать учебный материал, увлечь учеников материалом излагаемого управлять коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Такие учителя умеют создать на уроках благоприятный психологический климат.

К недостаткам следует отнести: отсутствие методичности (недостаточная представленность в деятельности закрепления учебного материала, контроль
знаний учащихся). Возможна недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная обусловливающая чувствительность, зависимость от ситуации на уроке.

Повышайте требовательность: следите, чтобы учащиеся отвечали п выполняли проверочные работы самостоятельно, без подглядывания и подсказок

Эмоционально-методический стиль. Учителей с таким стилем отличают много преимуществ, высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно подать материал, умение активизировать учеников, вызвав в них интерес к особенностям предмета, умелое варьирование форм и методов обучения.